Моне, Клод Оскар
(1840-1926) французский художник
Клод Оскар Моне прожил долгую жизнь и за это время успел стать лидером нового течения в живописи. Прежде чем обрести известность, он прошел через нищету, непризнание и насмешки. К сожалению, художник пережил свою славу: ему довелось быть свидетелем того, как устаревали его идеи, которым он оставался верен до конца жизни.
Клод Моне родился в Париже, в семье бакалейщика, который уже после рождения сына стал поставщиком товаров для морских сил Франции. Когда Клоду исполнилось десять лет, семья переехала в Гавр.
В школе у мальчика обнаружились способности к рисованию, правда, сначала у него больше проявился талант карикатуриста. Клод ненавидел школу и развлекался во время уроков тем, что рисовал шаржи на своих учителей. Свои первые карикатуры он и продал в галерее своего учителя. В шестнадцать лет он уже зарабатывал себе на карманные расходы, делая так называемые моментальные портреты. После окончания школы Моне продолжил учиться живописи и стал брать уроки рисования у Эжена Будена.
Вскоре родители устроили юношу в парижскую академию Сюисса, где вместе с ним учился другой будущий видный художник — Камилл Писсарро. Общественная жизнь парижан большей частью проходит в кафе — именно там назначаются встречи, собираются старые друзья. После того как Моне обосновался в Париже, он тоже начал посещать кафе, где вскоре познакомился с известными художниками, поэтами, писателями, среди которых были Ш. Бодлер, А. Доде, Г. Курбе, Э. Золя, Э. Дега, Поль Сезанн и другие. С некоторыми из них он поддерживал отношения всю свою жизнь.
В 1860 году Клод Моне начинает отбывать обязательную военную службу в роте горных егерей, расквартированной в Северной Африке. Однако спустя два года он серьезно заболел, и родителям пришлось внести за него деньги, чтобы освободить сына от воинской повинности.
В 1862 году Клод Моне возвращается в Париж и начинает заниматься в студии Ш. Глейра. В это время его товарищами по искусству становятся Пьер Огюст Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль. В 1865 году, когда родители перестали помогать Моне, он снимает студию вместе с Ренуаром и Базилем. Они вместе и показали свои картины на выставке, получившей название Первая выставка импрессионистов.
Клод Оскар Моне переживал трудные времена, в его будущее перестали верить даже близкие люди. И все-таки удача пришла к нему. Две картины художника принимают на выставку в Салон. Правда, уже в 1866 году он вынужден сжечь 200 своих произведений, чтобы они не достались кредиторам.
Первоначально картины Моне вызывали резко отрицательную оценку критиков, его даже называли сумасшедшим. Но он упорно шел к достижению своей цели. Когда ему почти исполнилось пятьдесят, он уже считался признанным лидером нового направления —- импрессионизма.
Клод Моне первым разработал технику рисования на природе — пленэре. Он иногда по нескольку дней и недель проводил в лодке или на берегу реки, стараясь уловить малейшие изменения природы в разное время суток. Моне говорил: «Три мазка, сделанных с натуры, заменяют два дня работы за мольбертом в студии». Его увлекала переменчивость природы, и он создавал целые серии эскизов, запечатлевая на них одно и то же место летом, зимой, осенью и весной — такова его знаменитая серия «Руанский собор», созданная в девяностые годы, и серия, посвященная лондонской реке Темзе.
Дом художника с великолепным садом располагался в селении Живерни в Нормандии. Впоследствии здесь был открыт музей. На протяжении сорока лет Живерни служило для художника источником вдохновения. Известна изумительная по колористике серия Моне, в которой он нарисовал водяные лилии. Кроме того, художник любил рисовать в лесу Фонтенбло и в парке Монфлери.
Клод Моне разработал оригинальную технику: он использовал яркие, чистые и достаточно смелые мелкие раздельные мазки, которые, не смешиваясь, появлялись на холсте. Они отражали непосредственное восприятие автора. Программным обычно считается пейзаж Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). От него и произошло название течения импрессионизм — впечатление.
Клод Моне всегда предпочитал яркие цвета, и даже фон картины у него был не темным, как, скажем, у старых мастеров, а цветным — например, голубоватым. Черный цвет на картинах исключался, поскольку Моне полагал, что даже тени на самом деле окрашены в какой-нибудь цвет. Интересна одна из его ранних картин, представляющая вид вокзала Сен-Лазар с дымящими паровозами.
Главным для Клода Оскара Моне всегда оставалось зрительное восприятие картины, поэтому в своих пейзажах он и стремился передать ее состояние в разное время дня. Освещавшиеся по-новому предметы как бы давали ему дополнительный источник вдохновения.
Он также продолжил начатую другим известным художником, Эдуардом Мане, игру со светом и добивался передачи колебания света и воздуха. Таким образом, Моне стремился отразить любое мгновение окружающего его мира.
Основным жанром для художника оставался пейзаж. Русскому любителю живописи известны прежде всего его картины «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873), «Скалы в Бель-Иль» (1886), «Поле маков» (восьмидесятые годы), хранящиеся в Русском музее и Эрмитаже благодаря деятельности известных коллекционеров Щукина и Морозова.
Моделью для художника часто служила его очаровательная жена. Ее черты угадываются даже во всех четырех женских фигурах, которые Моне изобразил на своей знаменитой картине «Женщины в саду». Портрет Камиллы Донсье — «Женщина в зеленом платье» — нравился Э. Золя.
В начале XX века в картинах Клода Моне появляется еще более яркая изобразительность. Композиции становятся почти декоративными, очертания конкретных предметов обозначаются лишь цветовыми пятнами. Так, виды пруда в Живерни постепенно трансформировались в абстрактные цветовые композиции. Таковы и его знаменитые «Кувшинки», над которыми художник работал с 1914 по 1922 год. Это панно приобрел известный французский политический деятель Клемансо для Музея Оранжери, который находится в садах Тюильри.
Добавить комментарий