Диор, Кристиан
(1905-1957) французский модельер
Для отечественного покупателя, имя Кристиана Диора всегда было связано с чем-то неповторимо волшебным. Духи от Диора или Шанель в советские времена означали приобщение к удивительному, но недоступному миру высокой моды. И только позже, уже в восьмидесятые-девяностые годы, стало ясно, что Диор — это не символ, а фамилия человека, который организовал собственное дело. Сегодня же это целая индустрия по выпуску самых разнообразных предметов моды.
Путь Кристиана Диора в моду начинался традиционно: вначале, в 1938 году, он сотрудничал с модельером Робером Пике, затем, в 1941—1946 годах, работал у Люсьена Лелонга.
В 1947 году Кристиан Диор открывает собственный салон в Париже. После войны женщины хотели быть хорошо одетыми. И несмотря на то, что в это время одно за другим открываются модные ателье, а затем и дома мод, кутюрье придумывает нечто особенное. Он практически создает новый стиль, разрушая аскетизм военного времени. Поэтому его коллекция имела несколько вызывающее название — «Новый взгляд».
Диор придумывает длинные, сильно приталенные платья с пышной юбкой, как бы помогая каждой женщине раскрыть свою индивидуальность. Его девизом становится фраза: «Моя мечта — спасти женщин от природы».
Популярность Кристиана Диора не ослабевала до начала пятидесятых годов, когда он вновь показал новинку — изысканный силуэт с узкой юбкой и квадратной формы жакетом. Любопытно, что именно в это время клиенткой Диора была Софи Лорен, которая позже отдала модельеру своеобразную дань благодарности, появившись в его нарядах в фильме «Прет-а-порте».
Практически, Кристиан Диор проявил себя как талантливый изобретатель, который постоянно придумывал какие-то новые «повороты» в женской одежде. В его последней коллекции 1957 года был представлен силуэт платья без пояса, свободного кроя, с зауженной книзу юбкой. Модельер считал, что нельзя забывать о женственности стиля и красивой походке. Все должно быть элегантно.
Не случайно британская принцесса Диана заявила журналистам: «Для меня «Диор» означает волшебство. Я не перестаю удивляться каждой новой вещи, выходящей из Дома великого кутюрье».
У Кристиана Диора одевались многие мировые знаменитости и королевские особы. Так, в сокровищнице английской королевы Елизаветы хранится платье, созданное им из японской парчи, расшитой розовым жемчугом. К сожалению, платью была уготована судьба только музейного экспоната, потому что век парадных нарядов короток: их можно надевать не более двух раз. Вместе с тем на изготовление платья пошло более семи метров парчи и 568 жемчужин. Ради того чтобы появиться в этом торжественном наряде, королеве Елизавете пришлось приложить определенные усилия, поскольку платье весит двадцать восемь с половиной килограммов.
Среди постоянных клиенток Кристиана Диора были выдающиеся актрисы Марлен Дитрих и Мерилин Монро. Именно в Доме Диора была подготовлена свадьба Жаклин Кеннеди, начиная от платья невесты и кончая интерьерами и столами для свадебного торжества.
Сегодня имя Кристиан Диор символизирует деятельность целой фирмы, выпускающей разнообразную косметику, духи и аксессуары. Долгие годы ею руководил Джанфранко Ферре. У него одевались многие известные деятели, представители шоу-бизнеса. В частности, одежду от Ферре среди наших телеведущих предпочитают Ю. Николаев и Л. Новоженов.
Ферре не отличался каким-то особым изяществом, он не настолько экстравагантен, как его коллеги по модельному бизнесу. Он не часто появлялся иа публике, не эпатировал ее своим внешним видом. Тем не менее многие полагают, что именно его творчество считается вершиной за все время существования Дома без Диора. Дж.Ферре называют «блестящим, неподражаемым, волшебным». Именно такие слова в свое время звучали в адрес самого Кристиана Диора.
Вспомним, что именно Ферре изготовил принцессе Монако Каролине платье с золотой отделкой для ее первой встречи с принцессой Дианой. Он же сшил знаменитое розовое платье для другой королевы, только на этот раз шоу-бизнеса, — Тины Тернер.
Интересно, что, в отличие от других модельеров, Кристиан Диор практически не работал для киноиндустрии и театра. Но его Дом восполнил этот пробел. Так, для фильма «Эвита», в котором снялись Мадонна и А. Бандерас, было изготовлено полторы тысячи туалетов и примерно столько же пар обуви.
С Домом Диора связано имя и другого талантливого итальянца — Джона Гальяно, платья которого охотно приобретает, например, Изабель Аджани. Причина проста: Гальяно — откровенный новатор и его появление в Доме Диора внесло нечто новое в традиции модельного дома.
Точно так же когда-то продолжил традицию Дома Диора после смерти кутюрье Ив Сен-Лоран, внесший романтическую струю в создаваемые модели. Он проработал в нем с 1957 по 1960 год, а потом его сменил Марк Бохан. С тех пор так и повелось, что каждый новый модельер привносил свой стиль и тем самым способствовал обновлению Дома Диора и увеличению числа посетителей и покупателей.
Но ведь новизну в моде проповедовал и сам великий кутюрье. Он одним из первых стал тщательно подбирать аксессуары к основному наряду. А в 1950 году стал рисовать и разрабатывать эскизы мехов, шляпок, новые материалы, как, например, трикотаж, ювелирные украшения и парфюмерию. Так Кристиан Диор стал образцом для организации целой индустрии.
Сегодня фирма очень много внимания уделяет косметике.
Для рекламы новой продукции обычно приглашают известных фотомоделей или актеров. Так, лицом Дома Диора для рекламы духов «Дюна» стала одна из самых склонных к эпатажу французских актрис Изабель Аджани. «Мисс Диор» позировала в изящном нижнем белье. Впрочем, выбор известной красавицы целиком и полностью отвечал словам великого кутюрье, который до сих пор считается своеобразным символом французской моды XX века. Он говорил, что женат на моде — самой известной и капризной из всех красавиц.
«Моими возлюбленными становились все женщины, которые заказывали у меня одежду, для которых я работал с тканями, бижутерией и запахами. Женщина для меня божество и тайна, которую я пытался разгадать всю жизнь».
Пятьдесят лет тому назад Кристиан Диор начал одевать женщин. Сегодня модели дизайнеров Дома Диора находятся в Метрополитен-музее. Поэтому в память о великом кутюрье в ознаменование памятного события — открытия Дома — был устроен гала-показ лучших его моделей на Пятой авеню в Нью-Йорке. Интересно, что из всех собравшихся на это торжество знаменитых кутюрье прозвище «красный Диор» получил российский модельер Вячеслав Зайцев.
Добавить комментарий