Дрейк, Фрэнсис

(1540-1596)

английский мореплаватель, предводитель пиратов, первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие

В XVI веке этого человека называли «железный пират», В нем перемешались, казалось бы, совершенно несовместимые качества. Он был человеком властным, с бешеным характером, и в то же время мнительным и суеверным. Рассказывали, как однажды во время страшной бури Дрейк кричал, что ее наслал его враг, который находится на корабле, что он «колдун, и все это идет у него из сундука».

Фрэнсис Дрейк всю жизнь искал приключений и острых ощущений. Он ни перед чем не останавливался и не испытывал угрызений совести, когда грабил, убивал, захватывал чужие корабли с грузом золота и серебра. Особую неприязнь вызывали у него испанцы и португальцы, у которых в то время был самый мощный военный и торговый флот, и они диктовали на море свои условия.

Но Фрэнсис Дрейк играл по своим правилам и никому не желал подчиняться. В 1567—1568 гг. он прошел хорошую школу во флотилии другого известного английского пирата, Джона Хокинса, где получил первое боевое крещение. В то время англичане захватили несколько испанских городов в Центральной Америке, рассчитывая вести там беспошлинную торговлю неграми с испанскими же плантаторами. Однако этот набег закончился для них неудачно. Пять английских судов попали в руки испанцев, и только одно, которым командовал Дрейк, вернулось в Англию.

Четыре года спустя Фрэнсис вышел в море уже самостоятельно, совершил набег на Панамский перешеек, разграбил испанский караван с драгоценными металлами и на захваченных испанских судах прибыл на родину.

И вот этому бесшабашному авантюристу, дерзкому пирату покровительствовала сама Елизавета I, английская королева. Она не только поддерживала его во всех авантюрных начинаниях, но и снаряжала за свой счет его корабли. Это может показаться странным, но все объяснялось просто: Англии нужны были богатства, которые добывал для нее Дрейк.

Несмотря на свою склонность к авантюрам, он никогда не действовал на свой страх и риск. Даже пиратом он был как бы по найму у крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была английская королева. Дрейк привозил добычу, львиная доля которой доставалась ей.

В 1577 году он отправился в плавание на своем корабле «Золотая лань» с целью пройтись в поисках добычи по тихоокеанским берегам Латинской Америки. Это путешествие неожиданно для самого Дрейка обернулось кругосветным плаванием. Существует, правда, и другое мнение, что он заранее запланировал кругосветный поход, не ставя никого об этом в известность.

13 декабря 1577 года его флотилия вышла из Плимута. Дойдя до Патагонии, Дрейк прошел вдоль берегов Южной Америки, собирая там богатую добычу, и взял курс на калифорнийское побережье. Здесь он встретился с местными индейскими племенами и решил, что английскому королевству не помешают новые подданные вместе с их землями. Перед отплытием он поставил на берегу столб с медной пластинкой, на которой приказал вырезать имя Елизаветы I, даты прибытия англичан в эту страну и «добровольного подчинения» ее жителей королеве Англии. Здесь же пират вставил серебряную монету с изображением королевы, ее герба и вырезал свое имя. Он назвал эти земли Новым Альбионом (Альбионом когда-то называлась Англия). Эту пластинку обнаружили в 1926 году, потеряли ее, а в 1929 году нашли снова.

Переплыв Атлантический океан, Фрэнсис Дрейк вернулся в Англию, обойдя вокруг южной оконечности Африки.

В пути он повидал многое, открыл новые земли, необитаемые острова, его суда трепали жестокие штормы, но, когда через 2 года и 10 месяцев после начала плавания «Золотая лань» снова бросила якорь в Плимуте, он ощущал себя героем. Ему было чем гордиться.

Фрэнсис Дрейк снова переиграл испанцев. Он открыл для англичан и голландцев новые морские пути, которые до этого знали только испанцы и португальцы, и вернулся не с пустыми руками. Добыча, которую Дрейк привез из этого путешествия, оценивалась в несколько миллионов золотых.

Отношения между Англией и Испанией снова ухудшились. Испанский посол требовал от королевы наказать пирата и вернуть награбленное добро, но Елизавета I поступила наоборот. Она осыпала Фрэнсиса Дрейка милостями и даже присвоила ему титул баронета. А испанцам королева приказала ответить, что все захваченные у них ценности будут храниться у нее, пока Англия и Испания не произведут между собой расчеты по взаимным претензиям.

После этого столь удачного похода Фрэнсис Дрейк стал вице-адмиралом и командовал уже целым флотом, продолжая грабить испанские колонии.

Испания все еще оставалась сильной морской державой и не хотела уступать Англии свое преимущество на море. В 1580 году испанский король Филипп II присоединил к своей империи Португалию и включил в свой флот ее корабли, которые считались лучшими в мире. Так образовалось самое мощное и известное соединение кораблей, которое получило название «Непобедимая армада».

В 1588 году она направилась к английским берегам. Испанский король решил наказать англичан за их дерзкие набеги, захватить эту страну и вернуть ее в лоно католической церкви.

В поход выступило более 130 (по другим сведениям — 150) огромных, неуклюжих и тяжело вооруженных испанских кораблей. На борту находилось 20000 человек команды и 17000 наемных солдат, которые должны были высадиться в Англии и начать войну на ее территории. Флагманский корабль «Святой Мартин», мощный галеон водоизмещением 1000 тонн, имел 48 пушек.

Войну предполагалось вести не на море, а на английской территории, высадив на южное побережье десант. Испанский поход начался 30 мая 1588 года, а 29 июля корабли показались вблизи английских берегов.

Елизавета I не напрасно оказывала Фрэнсису Дрейку покровительство. Он снова сумел защитить интересы Англии. Рассказывают, что сэр Дрейк играл в шары близ Плимута, когда ему доложили, что испанский флот появился вблизи побережья Корнуолла. Услышав эту новость, он сказал: «Сперва закончим игру. Мы еще успеем разбить испанцев».

Неизвестно, насколько эта история соответствует истине; может быть, перед нами очередной анекдот из жизни известного пирата. Достоверно известно лишь то, что в это время в Плимуте был отлив и Дрейку нужно было выждать несколько часов, прежде чем отдать команду к отплытию.

Вместе с адмиралом лордом Ховардом Эффингемом (1536—1624) он разработал особую тактику сражений, с помощью которой можно было победить мощную испанскую армаду. Они в полной мере учли особенности английского флота. Английские корабли были легкие и обладали большой маневренностью, в то время как испанские корабли напоминали плавучие крепости. К тому же испанцы обычно двигались строем. Этим и воспользовались англичане. Капитанам было приказано действовать стремительными атаками и тут же отходить назад, чтобы не попасть под обстрел мощных орудий.

Навстречу испанцам из Плимута выступило 44 английских корабля. Какое-то время «Непобедимая армада» медленно продвигалась по направлению к Нидерландам в сопровождении английских судов, которые время от времени атаковали испанцев и, следуя приказу, быстро уходили из-под обстрела.

Наконец испанские корабли прошли Ла-Манш и бросили якорь у французских берегов близ Кале. Англичане поняли, что наступил удобный момент для решающей атаки. У них уже было готово 8 брандеров, начиненных взрывчаткой. К вечеру на брандерах подняли паруса, закрепили штурвалы, подожгли взрывчатку и направили их в сторону испанского флота. Приблизившись к нему, брандеры начали взрываться, несколько испанских кораблей загорелось, другие в панике попытались выйти в открытое море, натыкаясь в темноте друг на друга.

На рассвете 8 августа англичане увидели радостную для себя картину. Часть испанских кораблей затонула, а уцелевшие были разбросаны вдоль всего французского побережья. Они уже не могли оказать серьезного сопротивления, и англичанам оставалось завершить успешно начатое сражение.

Дрейк подал сигнал к новой атаке. Первым окружили и расстреляли из пушек мощный португальский галеон «Святой Филипп». За ним отправились на дно еще три испанских галеона, и примерно десять было изрешечено ядрами так, что они едва держались на воде.

Только наступившая ночь и подувший на следующее утро попутный ветер спасли испанскую армаду от полного разгрома. Оставшимся кораблям пришлось отправиться на северо-запад, в Северное море. Командующий, испанский адмирал Алонсо Медина-Сидониа, не решился прорываться с ослабленным после сражения флотом вдоль английских берегов и предпочел плыть вокруг Шотландии в Атлантический океан.

Однако удача окончательно отвернулась от испанцев. На обратном пути штормовые ветры уничтожили еще 25 кораблей. Некоторые судна пропали без вести. Спасшиеся экипажи были захвачены местными жителями, многие были убиты. Через три месяца в Испанию вернулось всего 11000 человек, потери кораблей составили 64 единицы.

Правда, в течение последующих лет Испания еще дважды направляла свои флотилии против Англии. Однако ей так и не удалось вернуть прежнее морское могущество, и Англия не без помощи своих знаменитых пиратов постепенно заняла положение ведущей морской державы мира.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!