Фельцман Оскар Борисович

(род. в 1921 г. ) российский композитор

Биография Фельцмана началась в Одессе. Хотя его родители не были музыкантами, они заметили способности сына, когда тому исполнилось три года. Отец был врачом по специальности и прекрасно играл на рояле.

С четырех лет Оскар начал заниматься у известного музыкального педагога П. Столярского. Большие физические нагрузки привели к тому, что Столярский посоветовал родителям сменить инструмент, и вместо скрипки Оскар Фельцман начинает играть на фортепиано, правда уже у другого педагога.

Когда мальчику исполнилось семь лет, он поступил одновременно в обычную и музыкальную школы, его педагогом становится Б. Рейнбальд. Под ее руководством Фельцман прекрасно осваивает искусство игры на рояле и пробует сочинять музыку. Согласно одной из семейных легенд, свою первую песню Оскар написал в пятилетнем возрасте, сочинив грустную мелодию под названием «Осень».

Заметив, что у мальчика есть очевидные композиторские наклонности, Рейнбальд познакомила его с композитором Н. Вилинским. Он вел подготовительный класс в Одесской консерватории. Вилинский начал индивидуальные занятия с Оскаром Фельцманом и научил его начальным приемам композиторского мастерства.

В 1938 году Оскар заканчивает с отличием музыкальную школу и поступает в класс Вилинского в Одесскую консерваторию.

Наставник познакомил его с приехавшим в Одессу на гастроли Дмитрием Шостаковичем. Прослушав студенческие работы Фельцмана, Шостакович сказал, что юноше необходимо полноценное композиторское образование, и посоветовал переходить в Московскую консерваторию, где в то время набирал свой класс В. Шебалин.

Закончив первый курс в Одессе, Оскар Борисович Фельцман последовал совету Шостаковича. В 1939 году он приезжает в Москву и становится студентом композиторского класса В. Шебалина.

Его курсовая работа «Соната для виолончели и фортепиано» была признана лучшим сочинением года и исполнена на концерте в Малом зале консерватории виолончелистом В. Козолуповым. Оскар Борисович Фельцман был отмечен Сталинской стипендией.

В 1941 году он заканчивает консерваторию по композиторскому отделению. Поскольку по состоянию здоровья его не взяли на фронт, в конце 1941 года Оскар Фельцман вместе с консерваторией эвакуируется в Новосибирск. Там он живет до конца войны.

В 1942 году Оскар Фельцман становится секретарем Сибирского отделения Союза композиторов. Он много пишет для местного радио и эвакуированных в город театров. Первой его большой работой стала музыка к спектаклю «Накануне» по пьесе А. Афиногенова, поставленному труппой Ленинградского театра имени Александра Пушкина.

К пятидесятилетию Новосибирска Фельцман пишет композицию для хора «Хлеб». В 1943 году она прозвучала по местному радио, а через несколько недель и во всесоюзном эфире.

После окончания войны он возвращается в Москву и начинает сочинять оперетты, которые идут на сценах театров страны. В Московском театре оперетты ставят «Воздушный замок», в Театре имени Константина Станиславского — «Шумит Средиземное море», в Одесском театре музыкальной комедии — «Суворочка» и «Чужая дочь», в Свердловском — «Прекрасная мельничиха» и «Тайна тети Даши». Фельцман начинает выступать как дирижер с различными инструментальными ансамблями.

В начале пятидесятых годов композитор впервые обращается к эстрадной музыке. Он пишет несколько сюит, в которых стилизует народные мелодии в современных ритмах.

Песенное творчество Оскара Фельцмана началось после сотрудничества с Михаилом Матусовским, обратившимся к композитору с просьбой написать песню на его стихи. Так появился цикл, посвященный рабочей молодежи, — «Встречайте бригадира», «Хорошо поют девчата», «В городке, где мы живем», «Признание». Песни Оскара Фельцмана прозвучали в программах Всесоюзного радио и вскоре разошлись по всей стране в грамзаписях. Композитор признается, что именно тогда, во второй половине пятидесятых годов, впервые осознал, что песня может не уступать по популярности сочинению крупной формы.

Правда, в то время он писал в основном песни гражданского содержания. «Огни Варшавы», посвященная фестивалю молодежи и студентов, прошедшем в Польше в 1957 году, получила первый приз на конкурсе молодежной песни.

Несмотря на подобную творческую удачу, Оскар Борисович Фельцман не считал песню основным жанром своего творчеств, хотя в его жизни были периоды, когда на другую работу просто не оставалось времени.

Одним из первых композитор попытался ввести в современную песню ритмы джазовой музыки. Первым опытом подобного рода стала песня «Огромное небо», написанная на стихи Р. Рождественского. Ее впервые исполнила Э. Пьеха с ансамблем «Дружба». Впоследствии Фельцман написал на слова Рождественского ряд песен в жанре баллады («Баллада о красках», «Баллада о бессмертии»).

Он начинает сотрудничать и с кинематографистами. Песня «Черное море», написанная на стихи М. Матусовского, прозвучала в кинофильме «Матрос с «Кометы». Ее припев — «Самое синее в мире Черное море мое» — разбирался в многочисленных комиссиях как недопустимый для исполнения текст. Однако народная популярность пришла к песне независимо от решения комиссий.

Композитор вспоминал, что однажды на заседании коллегии Министерства культуры его обвинили в том, что он насаждает ритмы, чуждые советскому народу. Одновременно с заседанием строители ремонтировали фасад здания и пели песню «Черное море».

Иногда песни Оскара Фельцмана запрещали и по другим причинам. Еще до полета Гагарина он написал песню «Четырнадцать минут до старта» на стихи В. Войновича. Когда через несколько лет писатель эмигрировал, слова были изъяты из песни, мелодия стала существовать независимо от текста.

Но композитор старался не реагировать на несправедливую критику, полагая, что время все расставит по своим местам. Фельцмана неоднократно обвиняли в том, что он разрушает советскую музыку, прививает слушателям дурные вкусы.

Одна из подобных историй связана с песней «Ландыши», прозвучавшей в исполнении Г. Великановой. Песня была написана на заказ и прозвучала на открытии сада «Эрмитаж». Она сразу же разошлась в грамзаписях, но композитора обвинили в разложении общества пошлыми песенками.

Однако произведения Оскара Борисовича Фельцмана продолжали звучать не только в СССР, но и за пределами страны. Почти половина его песен переведена на иностранные языки, они звучат в концертах разных ансамблей. Так, песня «Ландыши» получила немецкий текст и стала популярной под названием «Карл-Маркс-Штадт».

Песни «Жеребенок», «Остров детства» вошли в репертуар И. Кобзона и В. Толкуновой. Песни композитора исполняли также Л. Зыкина, Л. Лещенко, Э. Пьеха.

В девяностые годы он создает меньше песен, чем раньше, поскольку современные исполнители предпочитают ритмовые, а не мелодические композиции.

В 1995 году Оскар Фельцман закончил балет по произведениям Пушкина, он идет на сцене Музыкального детского театра.

Композитор сочинил ряд романсов, в 1997 году написал вокальный цикл из шестнадцати романсов на стихи И. Леснянской. В его планах — создание аналогичного цикла на стихи Беллы Ахмадуллиной.

Заслуги Оскара Борисовича Фельцмана были отмечены и именной звездой на «Площади звезд» перед ГЦКЗ «Россия». Примечательно, что во время торжеств его называли и летописцем страны.

Сын Фельцмана Владимир закончил Московскую консерваторию как пианист. Он живет в США, где преподает и выступает с концертами. Поскольку его отец слывет заядлом путешественником, семья часто встречается в Нью-Йорке, где живет Владимир. Свою супругу Фельцман считает и своей музой.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!