Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(1906-1975) русский композитор, пианист
В своей «Автобиографии» Дмитрий Дмитриевич Шостакович иронически заметил: «До тех пор, пока не начал учиться музыке, желания учиться не выражал. Интерес к музыке некоторый чувствовал. Когда у соседей собирался квартет, то я, припадая ухом к стене, слушал».
По настоянию матери мальчик начал обучаться игре на рояле. Она и стала его первым учителем. У него обнаружился абсолютный слух и хорошая память. Он быстро выучил ноты, легко запоминал и воспроизводил услышанное. Тогда же попробовал и сочинять.
Убедившись, что у сына есть способности, мать отдала его в музыкальную школу И. Гляссера. После этого его наставником стала профессор Ленинградской консерватории А. А. Розанова, у которой когда-то училась и мать будущего композитора. В 1919 году Шостакович поступает в консерваторию по классу рояля к А. А. Розановой и по композиции в класс к М. О. Штейнбергу. Осенью 1920 года от А. А. Розановой он перешел в класс Л. В. Николаева, у которого и закончил консерваторию в 1923 году. По композиции он окончил класс в 1925 году.
Первыми слушателями Дмитрия Шостаковича стали кинозрители. В то время фильмы были немыми, и для их озвучивания приглашались пианисты — тапёры. Они не столько озвучивали их авторскими мелодиями, сколько импровизировали, поскольку сеанс состоял из небольших короткометражек с самым разным содержанием. И нужна была то лирическая песня, то веселая пляска, то траурный марш.
Успех пришел к Дмитрию Шостаковичу очень быстро. Уже в 20-е годы его считали юным дарованием, а его выпускное сочинение — Первую симфонию — рассматривали как творение мастера.
Все последующие годы он много и неутомимо работает: создает фортепианные сочинения, балеты, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. В это же время он начинает выступать как пианист и даже получает диплом на международном конкурсе пианистов в Варшаве в 1927 году.
Острая, полемичная музыка Шостаковича намного опережала искусство своего времени. Вот почему его опера «Леди Макбет Мценского уезда» (по Николаю Семеновичу Лескову) вначале встретила отрицательную реакцию. Сразу после премьеры оперы на сцене Большого театра в 1936 году в «Правде» появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки».
Однако Дмитрий Дмитриевич Шостакович не пал духом и не смирился. Он продолжал работать. В 1937 году была написана Пятая симфония — «1905 год», за ней — Шестая. В годы войны Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. Первое исполнение ее состоялось в осажденном Ленинграде, во время блокады. Она обошла весь мир. Лучшие дирижеры в разных странах — Артуро Тосканини, Л. Стоковский — добивались права ее первого исполнения.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович относится к многожанровым композиторам. Кроме опер, балетов, хоралов и инструментальных работ различного характера, он написал 15 симфоний и 15 струнных квартетов, которые сегодня считаются одними из самых значительных творений музыки XX века. В них отражен дух нашей эпохи, ее основные события, сложнейшие переживания человека нашего времени. Можно сказать, что это своеобразная летопись жизни страны, отразившая ее важнейшие моменты. Симфонии писались на протяжении почти полувека: первая появилась в 1926 году, Пятнадцатая — в 1971 году.
Творческое наследие Дмитрия Шостаковича составляют также его оперы и балеты. Композитор ставил своей задачей создать новое искусство. Его искания совпадали с революционной поэзией Маяковского, театральным новаторством Мейерхольда. Они отразились в балете «Золотой век» и опере «Нос», где использованы фантастика и гротеск, лирика и ирония.
Острая, полемичная музыка Шостаковича не раз вызывала резкие отзывы официальной критики, и слушатели не могли познакомиться с его произведениями долгие годы. Так было и с балетами, и с Тринадцатой симфонией. Но в конце концов они находили дорогу на сцену и занимали свое место в мировой музыкальной культуре.
В операх Дмитрия Шостаковича выступали многие выдающиеся исполнители — Галина Вишневская, Г. Рождественский, его инструментальные сочинения входили в репертуар Д. Ойстраха, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича.
Любопытно, что Дмитрия Шостаковича нельзя считать только «серьезным» композитором. Он сочинял и легкую, развлекательную музыку. Она представлена отдельными фрагментами в его балетах, в театральной и киномузыке, в оперетте «Москва-Черемушки».
Шостакович-исполнитель неотделим от Шостаковича-композитора. Своей исполнительской манерой он всегда органически дополнял творческий замысел произведения, находил новые нюансы, яркие краски. Казалось, что и инструменты звучат у него как-то по-особому. Однако постепенно Шостакович стал исполнять только собственные фортепианные сочинения — танцы, прелюдии, концерты.
Его исполнительская манера полностью соответствовала его темпераменту. В ней сочеталась четкость трактовки с легкостью, напоминавшей импровизацию.
В своей рецензии М. Шагинян однажды написала: «Когда Шостакович — совсем еще молодой человек, бледный, небольшого роста, с лицом, в котором сохранилось что-то детское, одержимость стихией музыки, типа Моцарта и Шопена, — когда он положил руки на клавиши и в полнейшей, абсолютной тишине рассыпались первые, по-баховски четкие звуки Прелюдии, — весь зал как бы наклонился вперед, чтобы слушать, впитывать, пить, получать, ничего, ни атома не упустить, не проронить, словно земля под благодатным дождем. Много я слышала и видела хорошего на своем веку, но трудно мне сейчас вспомнить, с чем сравнить пережитое в этот вечер... »
Однако в последние годы жизни Дмитрий Дмитриевич Шостакович был лишен возможности выступать и очень из-за этого переживал.
В истории мировой культуры он остался как один из самых замечательных композиторов современности.
Добавить комментарий