Фет Афанасий Афанасьевич

(настоящая фамилия — Шеншин)

(1820-1892) русский поэт

Афанасия Афанасьевича Фета называли не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. Действительно, на его стихи было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность и до сих пор исполняются лучшими певцами. Читая его стихи, в которых всегда царит настроение покоя и какой-то особой умиротворенности, можно предположить, что и жизнь поэта была такой же ровной и безоблачной. На самом же деле это далеко не так.

Жизненный путь Афанасия Фета начался с тяжелого испытания. Его мать, Каролина Шарлотта Фет, оставила своего прежнего мужа, бросила семью и уехала в Россию вместе с русским дворянином А. Шеншиным, за которого вскоре вышла замуж, и родила сына. Для этого ей пришлось принять православие, и практически получилось так, что она оказалась замужем одновременно за двумя людьми.

Отец Шарлотты написал Шеншину гневное письмо, в котором сообщал, что отрекается от дочери и что фактический отец ребенка — Иоганн Фет, адвокат, служивший в суде Дармштадта. Тем не менее А. Шеншин сразу после рождения ребенка усыновил его.

Настоящая трагедия разразилась, когда будущему поэту исполнилось пятнадцать лет. В январе 1835 года орловская духовная консистория аннулировала усыновление и присвоила мальчику немецкую фамилию. Так в пятнадцать лет Афанасий стал гессен-дармштадтским подданным. Он остро переживал случившееся и большую часть жизни добивался восстановления своего русского имени. Но только в 1873 году особым указом императора Александра II ему было пожаловано русское дворянство с правом наследования и присвоена фамилия Шеншин. Однако он уже был известен в литературе под фамилией Фет, поэтому так и продолжал подписывать свои стихи.

Будущий поэт получил прекрасное образование. Вначале отец отдал его в немецкий пансион Кюммера в городе Верро (Выру) в Эстонии. Там он вскоре стал одним из лучших учеников, к тому же увлекся классической филологией и начал писать стихи. Через два года, закончив пансион с похвальным листом, Афанасий Фет поступает на словесное отделение Московского университета. Там он знакомится с известными профессорами, а его любимым учителем становится С. Шевырев, известный критик, редактор журнала «Москвитянин». С большой симпатией к Фету относился и Н. Погодин, известный историк и автор исторических сочинений. Афанасий даже прожил в доме своего учителя целый год. Но ближе всего Афанасий Фет сошелся с тогда еще молодым критиком А. Григорьевым. Под его влиянием юноша продолжил свои поэтические занятия, а в ноябре 1840 года выпустил первый сборник «Лирический пантеон».

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета регулярно появлялись в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки», они получили благожелательные отзывы Виссариона Белинского и Николая Гоголя. Казалось, перед ним открывается путь в большую литературу. Однако в 1844 году после окончания Московского университета. он круто меняет свою судьбу и начинает службу в армии, поступив унтер-офицером в кирасирский полк.

Подобное решение, хотя и оказалось неожиданным для окружения молодого поэта, для него самого не было случайным. Военная карьера была единственным способом, с помощью которого можно было вернуть русское имя и дворянство. Вначале Фет служит в Херсоне, и вынужденное пребывание в маленьком городе тяготит его. Но надежда на будущий успех и желание побыстрее вернуть себе родовое имя помогают ему преодолевать все трудности. О его переживаниях тех лет мы узнаем из переписки с А. Григорьевым. Фет стал прототипом главного героя в повести А. Григорьева «Человек будущего», девизом которого стали слова, написанные поэтом в одном из писем: «Я живу одной ненавистью к прошедшему, одной любовью к будущему».

Движение к намеченной цели потребовало от Афанасия Фета еще одной жертвы: осенью 1848 года он встретил Марию Лазич, которую страстно полюбил, но поскольку она была бесприданницей, а Фет также был стеснен в средствах, свадьба не состоялась.

Не выдержав разлуки с любимым, Мария вскоре умерла. Через много лет, уже будучи богатым помещиком, Афанасий Фет вспомнит о своей любви к Марии и посвятит ей цикл лирических стихотворений, а также свою единственную поэму «Сон поручика Лосева».

Любопытно, что суровый армейский быт практически не нашел отражения в поэзии Фета. Автор как бы сознательно уходил в мир природы и возвышенных чувств. Кстати, в его лирике почти нет стихов и о Родине.

В 1853 году Афанасий Афанасьевич Фет добивается перевода в Петербург, в уланский полк. Переехав в столицу, поэт сразу же входит в литературный мир, знакомится с Тургеневым и Некрасовым и вскоре становится постоянным автором журнала «Современник». Он выпускает два сборника стихов, в основном посвященных лирическим описаниям природы. В то же время состоялось и его знакомство с Федором Тютчевым, который вскоре становится его близким другом. Фет оказался одним из немногих, кто поддержал Тютчева, покинувшего семью ради связи с Е. Денисьевой.

В 1858 году Афанасий Фет получает значительное наследство, которое позволяет ему выйти в отставку, покупает небольшое имение Степановка поблизости от Мценска и несколько лет занимается хозяйством.

В это время он практически порывает все связи с литературными кругами, однако стихи писать не перестает. В 1857 году поэт женится на М. Боткиной, сестре известного врача, которая становится не только матерью его детей, но и его музой. Именно к ней он обращается в своих стихотворениях, вошедших в известный сборник «Вечерние огни».

Хозяйственная деятельность Фета оказалась весьма успешной. Он развивал и увеличивал свое хозяйство, а в 1877 году купил обширное имение Воробьевка в Щигровском уезде Курской губернии. В нем Афанасий Афанасьевич Фет почти безвыездно прожил до 1881 года, а затем, приобретя дом в Москве, проводил в имении лишь весну и лето.

Его стихи регулярно печатаются в известнейших литературных журналах «Русский вестник», «Заря». Он становится всероссийски известным литератором. Одновременно со стихами Фет пишет и прозу, два цикла очерков «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Свои блестящие наблюдения о жизни и людях, с которыми ему доводилось встречаться, он отражает в своих «Воспоминаниях». Из них-то и стало известно, что по совету И. Тургенева, с которым Фету доводилось встречаться в литературных редакциях, он начинает писать прозу, и Тургенев даже редактировал ее.

В последнее десятилетие своей жизни, Афанасий Афанасьевич Фет активно занимается переводами и наряду с лирикой Гёте, Гейне, Байрона, Мицкевича обращается к произведениям крупной формы. В частности, на протяжении ряда лет он работал над переводом «Фауста» Гёте. Причем Фауста воспринимал как своего духовного двойника.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!