Гегель, Георг Фридрих Вильгельм
(1770-1831) немецкий философ
Труды Георга Фридриха Гегеля оказали огромное влияние на всю европейскую философию, стали основой целого направления, получившего название гегельянства. Систему гегелевской философии характеризует то, что в ней соединились греческие и христианские традиции.
Будущий философ родился в Штутгарте, где его отец был гражданским служащим. Семья имела глубокие протестантские корни, и родители хотели, чтобы он стал священником. Яркие способности юноши обратили на себя внимание преподавателей еще в гимназии, и после ее окончания он был принят в университет как стипендиат самого герцога, который оказывал финансовую поддержку наиболее одаренным молодым людям.
В университете Гегель познакомился с будущим поэтом Ф. Гельдерлином, а затем и с Ф. Шеллингом. Они часто общались и вместе посещали студенческий кружок, на заседаниях которого обсуждались самые острые общественные и политические проблемы. Гегель настолько увлекся идеями французской революции, что по окончании университета получил весьма неодобрительную характеристику начальства, которая закрывала ему возможность заниматься наукой. Поэтому он был вынужден зарабатывать себе на жизнь частными уроками сначала в Берне, а затем во Франкфурте. Но своих научных занятий, Георг Гегель все-таки не оставлял и даже выпустил книгу «Жизнь Иисуса».
В 1801 году по приглашению Шеллинга, Гегель переехал в Вену, где начал читать лекции в местном университете. В это же время выходит первый номер «Критического журнала философии», где он вместе с Шеллингом стал публиковать свои научные статьи. Правда, большинство их написал Гегель. В Вене он пробыл до октября 1806 года. Потом город был захвачен пруссаками, затем перешел к французам, и философ вынужден был уехать оттуда.
На несколько лет он поселяется в Бамберге, где становится редактором местной газеты. Но, получив наследство после смерти отца, оставляет журналистику и перебирается в Нюрнберг, где получает место директора престижной гимназии. Там же он вскоре женится на Мари фон Тухер, и у них рождается сначала дочь, которая умерла еще маленькой, а затем двое сыновей — Карл и Иммануил. В семье рос и еще один ребенок, которого Гегель усыновил еще до свадьбы. Впоследствии один из сыновей философа, Карл, стал крупным немецким историком.
В Нюрнберге выходит первая большая работа Георга Гегеля — книга «Наука логики», которая сразу принесла ему известность. После этого ученый получил предложение о работе сразу из двух крупнейших университетов Германии — Гейдельбергского и Берлинского. Вначале он переезжает в Гейдельберг, где становится профессором философии и получает кафедру. Там он издает знаменитую «Энциклопедию философских наук», а также трактат в защиту конституции. Его известность растет, и на лекции Гегеля собираются толпы студентов. Тем не менее через два года он переходит в Берлинский университет.
В Берлине у Георга Гегеля учеников стало еще больше. Он читал им лекции, руководил их научными занятиями. Так постепенно начала складываться целая философская школа Гегеля. Любопытно, что сам ученый совсем не умел выступать публично. Он всегда терялся перед аудиторией и с трудом подбирал слова. Что касается его внешнего облика, то большинство современников видели в нем классического немецкого бюргера, умеренного, методичного и аккуратного.
Философская система Георга Фридриха Гегеля состоит из трех частей — логики, натурфилософии и философии духа. Логика рассматривает развитие Бога до сотворения мира, натурфилософия — Бога в материальном мире, а философия духа рассматривает Бога в человеческом духе. Соответственно этим этапам ученый рассматривал и эволюцию человека, который прошел долгий путь не только в развитии, но и в познании Бога.
Гегель стремился синтезировать, объединить те положения, к которым пришли его предшественники. Вот почему он считал, что предлагаемая им система завершает развитие европейской философии. Необходимо, конечно, отметить, что ученый был о себе очень высокого мнения и, не дожидаясь оценки окружающих, сам считал себя крупнейшим философом мира. Однако он имел все основания думать так.
Не менее важно и представление Георга Гегеля о свободе, которую он считал естественным состоянием человека. Поэтому всю мировую историю он рассматривал как прогресс свободы в сознании людей. При этом Гегель никоим образом не посягал на основы государства и отводил ему важнейшую роль в управлении сообществом людей. Именно поэтому его взгляды стали официальной философией прусского государства. Идеи Гегеля были развиты и дополнены другими учеными. Они были органически продолжены, например, в учении Карла Маркса.
Добавить комментарий