Гиляровский Владимир Алексеевич

(1853-1935) русский писатель, журналист

Без Гиляровского невозможно представить себе Москву на рубеже XIX—XX веков. Он был не только ее летописцем, «живой памятью», как метко охарактеризовал его Иван Бунин. Гиляровский Владимир Алексеевич стал непременной частью городской культуры, поскольку прожил в Москве более пятидесяти лет и всю жизнь писал о ней.

Владимир Гиляровский родился в вологодском имении графа Олсуфьева, где его отец служил помощником управляющего. Мать была казачкой с Кубани, и ее корни уходили к запорожцам. Она скоропостижно умерла, когда Владимиру еще не исполнилось восьми лет. Воспитателем и самым большим другом мальчика с этого времени становится двоюродный дядя П. Китаев. Он был отставным матросом и всю жизнь прожил в семье Гиляровских. Китаев приучил мальчика заниматься спортом, от него будущий писатель перенял увлечения гимнастикой и боксом.

Круг его знакомых расширился, когда Владимир переехал в Вологду и начал учиться в гимназии. Тогда он познакомился с высланными туда студентами Петербургского и Московского университетов. Под их влиянием у него сложились демократические взгляды.

В 1871 году, подражая героям романа Николая Чернышевского «Что делать?», Владимир Гиляровский покинул отцовский дом и отправился на Волгу. Его скитания продолжались десять лет, и за это время будущий писатель сменил множество профессий. Он работал бурлаком, был заводским рабочим, пожарным, объезжал диких лошадей. С 1873 года в провинциальных газетах время от времени стали появляться его репортажи, в которых он рассказывал об увиденном и описывал встреченных им людей.

Несколько лет, Владимир Гиляровский проработал в провинциальных театрах. Позже его впечатления об этом периоде отразятся в книгах очерков «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (опубликована в 1941 году).

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Владимир Алексеевич Гиляровский добровольцем вступил в армию. Он прошел всю войну в качестве разведчика. За храбрость был награжден орденом.

Поворотным в его жизни стал 1881 год, когда Гиляровский поселился в Москве. После публикации нескольких очерков в журнале «Будильник» он стал корреспондентом нескольких московских газет. И с этого времени его очерки и репортажи регулярно появляются в московских изданиях.

Владимир Гиляровский неутомимо искал сюжеты для своих репортажей. Он объездил все Подмосковье, побывал на крупнейших фабриках и заводах и отовсюду привозил яркие, а иногда и совершенно неожиданные по содержанию рассказы. Но ни в одном из них он ничего не приукрашивал и не придумывал. Он считал, что писать надо только о том, что видел своими глазами.

В 1883 году Владимир Алексеевич Гиляровский был приглашен в крупнейшую газету того времени — « Русские ведомости», с которой и была связана практически вся его дореволюционная деятельность. В качестве корреспондента этой газеты он оказался единственным журналистом, который описал катастрофу на Ходынском поле во время коронации Николая II. Очерки Гиляровского были высоко оценены А.Чеховым и Г. Успенским, которые и посоветовали ему серьезно заняться литературой.

Кроме очерков, он писал и рассказы. Вначале он печатал их в журналах, но по совету Антона Павловича Чехова собрал свой первый сборник — «Трущобные люди». Книга была напечатана в 1888 году, но ее тираж был сразу же конфискован и уничтожен цензурой — слишком уж ярко и сочувственно в ней были описаны обитатели «дна». Книга вышла из печати только в 1957 году.

К столетию Гоголя в 1906 году Гиляровский предпринял большую поездку на Украину, в ходе которой объехал все места, связанные с жизнью писателя, и уточнил ряд неизвестных фактов его биографии. В частности, он обнаружил документы, в которых содержалась точная дата и место рождения писателя.

О своих разысканиях Гиляровский позже опубликовал несколько очерков, а также книгу под названием «На родине Гоголя», за которую был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.

Кроме прозы, Владимир Гиляровский постоянно обращался к поэзии. Он регулярно публиковал отдельные стихотворения, а в 1896 году написал поэму «Стенька Разин». Последнее его крупное поэтическое произведение — поэма «Петербург» — вышла из печати в 1922 году. Она построена на контрасте красоты и страдания, и поэт во многом подражает Александру Блоку. Однако главной темой в творчестве Гиляровского неизменно оставалась Москва. Он стал знатоком и исследователем московского быта, одним из первых понял, что городская среда нуждается в таком же сохранении, как и другие памятники человеческой культуры. Поэтому на протяжении многих лет писатель бережно собирал и записывал рассказы о старой Москве, описания обычаев, быта и нравов различных слоев городского населения. Именно Гиляровский ввел своеобразную моду на эту тему в начале XX века, живописно и немного романти-зированно описав жителей ночлежек. В этом плане журналист стал предшественником Горького. Когда пьеса «На дне» ставилась в Малом театре, Владимир Гиляровский специально провел по Хитрову рынку актеров и художника спектакля В. Симова, чтобы они увидели то, что должны были воплотить на сцене.

Накопленные впечатления стали основой многочисленных книг Гиляровского, вышедших в послереволюционное время, — «Москва и москвичи» (1926), «Записки москвича»(1931), «От Английского клуба к Музею революции» (1926), «Москва газетная» (1960).

После событий 1917 года, Владимир Алексеевич Гиляровский не понял и долго не принимал новую жизнь. Видимо, поэтому он так и не начал печататься в советской прессе. Кроме книг о Москве, в эти годы Гиляровский опубликовал цикл мемуарных произведений. В них преобладает чувство ностальгии по прошлому. Судьбы выдающихся людей, которых он знал, переплетены с историями несостоявшихся и погибших талантов, знаменитых воров, богатых купцов и профессиональных нищих. Объясняя, почему он так поздно обратился к мемуарному жанру, Владимир Гиляровский писал: «О встречах в моей юности я начал писать только теперь, потому что только через десятки лет эти впечатления встали передо мной достаточно ярко». Он был человеком большой физической силы, его крупная, дородная фигура не раз привлекала внимание художников. Скульптор Н. Андреев запечатлел Гиляровского на одном из барельефов памятника Н. Гоголю. Художник И. Репин изобразил писателя на картине «Запорожцы».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!