Гроссман Василий Семенович
(1905-1964) русский писатель
Свои основные произведения Василий Семенович Гроссман создал во времена тоталитарного режима. Они обладали такой силой правдоподобия и несли в себе столь ярко выраженное гуманистическое начало, что писатель находился то в фаворе, то в опале. В результате его главные произведения — роман «Жизнь и судьба» (1960) и повесть «Все течет» — были опубликованы только после его смерти.
В юности Василий не думал, что будет писателем. После окончания школы он решил пойти по стопам отца и поступил на физико-математический факультет Московского университета, который закончил в 1929 году. Потом он вернулся в родные места и стал работать инженером-химиком в Донбассе.
Там же Василий Гроссман написал свои первые очерки и рассказы, потом переехал в Москву, где уже серьезно занялся литературным творчеством. В своих произведениях он описывал жизнь рабочих, которую знал не понаслышке. В повести «Глюкауф» рассказывалось о жизни шахтеров Донбасса после революции. Роман «Степан Кольчугин» (1937—1940) также был посвящен рабочей проблематике. По сюжету он очень напоминает роман М. Горького «Мать». Его герой, молодой рабочий, проходит сложный путь развития и становится на сторону большевиков.
Однако судьба романа оказалась непростой. Комиссия по Сталинским премиям рекомендовала присудить Гроссману звание лауреата. Однако Сталину произведение не понравилось, он назвал его меньшевистским. Такая оценка вождя не сулила автору ничего хорошего, но началась война, которая и уберегла его от возможных репрессий.
К тому времени Василий Семенович Гроссман уже был известным писателем, большой популярностью, в частности, пользовался его рассказ «В городе Бердичеве» (1934), опубликованный в «Литературной газете». Произведения молодого прозаика привлекли внимание Максима Горького, который опубликовал «Глюкауф» в новой редакции в альманахе «Год XVII». Но впоследствии эта повесть тоже вызвала упреки из-за того, что писатель показал труд шахтеров во всей его неприглядности и опасности.
В 1966 году режиссер В. Аскольдов поставил фильм «Комиссар» по рассказу Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», где главные роли сыграли великолепные актеры Н. Мордюкова и Р. Быков. Правда, почти двадцать лет он пролежал в закрытом фонде и на экраны вышел только во времена перестройки.
Во время войны Василий Гроссман, как и многие другие писатели, был специальным корреспондентом, писал для газеты «Красная звезда» и часто ездил на фронт. Писатель С. Липкин рассказывал, что запомнил Гроссмана в залитой бензином, заляпанной грязью шинели. Они встретились в Сталинграде, где Василий Гроссман с отвагой настоящего художника пытался проникнуть в суть происходящего. Он не разменивался на награды и звания, не увлекался случайностями, а шел дорогами войны, как все ее рядовые участники.
В 1942 году Василий Семенович Гроссман опубликовал повесть «Народ бессмертен», которая сразу же стала литературным событием. Она привлекла внимание читателей тем, что описывала войну без приукрашивания. Это было практически первое серьезное прозаическое произведение о войне. Тогда же, в военные годы, Гроссман определил основное направление своей прозы на последующие десятилетия — он стал летописцем войны.
Его очерки «Направление главного удара», «Треблинский ад», сталинградский цикл, а также повесть «Народ бессмертен» стали классикой военной публицистики.
Очерк «Треблинский ад», в котором с документальной точностью описывался механизм уничтожения людей фашистами в одном из самых страшных концентрационных лагерей, в виде брошюры даже распространялся на Нюрнбергском процессе.
Однако после войны Василий Гроссман снова оказался в опале. Его пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная перед войной и опубликованная в 1946 году, подверглась резкой оценке В. Ермилова, ведущего партийного критика, который назвал ее вредной. В этой пьесе писатель ставил вопрос о роли личности в истории и делал вывод, что в разные исторические эпохи повторяются одни и те же конфликты. Тогда уже начиналась вторая волна сталинских репрессий, поэтому споры о личности и государстве вызывали «ненужные» ассоциации.
Теперь Василий Семенович Гроссман публикует лишь небольшие произведения на военные темы. Он пишет о Второй мировой войне, о Сталинградской битве, но по-прежнему выбивается из общего русла. Гроссман по-новому показывает неприятеля, рассказывает о том, что война — это тяжелое и грязное ремесло. И люди на войне ожесточаются душой. Он делает вывод, что все войны — это бедствие для любой нации. Но под его пером Сталинград все равно остается символом стойкости и мужества.
Роман «За правое дело» выходит в «Новом мире» в конце 1952 года, а 13 февраля 1953 года писатель М. Бубеннов (автор романа «Белая береза») публикует в «Правде» разгромную статью. После этого Василий Гроссман переработал роман, и он вышел отдельными изданиями в 1954 и 1956 годах, как раз накануне писательского съезда и исторического XX съезда партии. На II съезде писателей Александр Фадеев/fadeev-aleksandr-aleksandrovich публично извинился перед Гроссманом за то, что несправедливо критиковал его.
Роман Василия Семеновича Гроссмана и после этого, конечно, оценивали по-разному. Одни критики приняли его восторженно и не замечали никаких недостатков. Другие говорили, что он написан «вялым» языком, в нем чересчур много авторских отступлений, причем затянутых, очень быстро меняются темы и т.д. Но никто не отрицал того, что в романе Гроссмана война представлена совершенно по-новому, она описана правдиво и без ложного пафоса.
Правда, проблемы на этом не закончились. Поссорившись с Александром Твардовским, Василий Гроссман решил опубликовать вторую часть романа в журнале «Знамя». Но главный редактор писатель В.Кожевников решил получить санкцию партийных инстанций на его публикацию. После этого начинается новый период травли писателя. Публикацию романа запретили, а рукопись, все черновые и подготовительные материалы изъяли. Главный партийный идеолог Михаил Суслов тогда сказал Гроссману, что его книга увидит свет лет через двести-триста. К счастью, он ошибся в своих прогнозах. Друзья Василия Гроссмана переправили его роман на Запад, где он и был издан.
Во второй книге писатель усиливает сталинскую тему, более резко говорит о партийцах и функционерах, приспособленцах, новых чиновниках, о предательстве и страхе.
Некоторые проблемы, которые Василий Гроссман затронул в это» романе, он поднимает и в своей последней повести «Все течет». В ней он рассказывает об исторической роли Ленина, раскулачивании, бесправии личности перед властью. Эта повесть при жизни автора так и не была опубликована.
В 1964 году, незадолго до смерти, Василий Семенович Гроссман пишет письмо Никите Хрущеву, в котором говорит: «Книга, написанная писателем, не есть прямая иллюстрация к взглядам политических и революционных вождей». К сожалению, тогда это понимали не все. Поэтому так трагично и сложилась судьба талантливого писателя, произведения которого стали широко известны только после его смерти.
Добавить комментарий