Кант, Иммануил
(1724-1804) родоначальник немецкой классической философии
Вся жизнь Иммануила Канта прошла в Кенигсберге. Он родился в семье ремесленника, где кроме него было еще 12 детей. Из всей этой большой семьи Иммануил был единственным, кому посчастливилось получить образование. Он окончил гимназию и поступил в Кенигсбергский университет на естественный факультет.
Из всех научных дисциплин он отдавал предпочтение математике и астрономии. Однако профессор математики Кнутцер, ученик знаменитого физика Вольфа, у которого в свое время учился и Ломоносов, привил ему интерес к философии. Правда, заняться философией Иммануилу Канту удалось лишь много лет спустя. После окончания университета он получил место учителя в одной из городских гимназий и проработал в ней долгих пятнадцать лет. Только после этого Кант перешел в университет на должность приват-доцента. Здесь он постепенно и сформировался как ученый и исследователь. С 1770 года до конца жизни, Иммануил Кант состоял ординарным профессором Кенигсбергского университета.
В жизни будущий философ отличался редкостным постоянством привычек. Так, по времени прихода и ухода из кафе, где он ежедневно обедал, можно было проверять часы. Соседи философа говорили, что он ни разу в жизни не опоздал и ни на минуту не задержался. И ходил он всегда по одному и тому же маршруту. Кроме науки его страстью были путешествия... по карте, потому что на самом деле Кант ни разу в жизни не выезжал из Кенигсберга и общался с иногородними друзьями и единомышленниками исключительно посредством переписки. Он вел замкнутый образ жизни, так никогда и не женился, считая, что супружество помешает его ученым занятиям. Хобби у Иммануила Канта тоже не было, и все его время занимали занятия наукой и философией.
Вначале он много занимался физикой и астрономией. В 1755 году высказал практически первую в европейской науке гипотезу о происхождении Солнечной системы в результате сгущения огромной туманности. Через несколько лет, такую же гипотезу предложил крупнейший французский ученый П. Лаплас. Она до сих пор не утратила своей научной актуальности и носит название теории Канта-Лапласа.
Иммануил Кант считал, что все человеческое познание начинается с опыта, хотя и не вытекает из него целиком. Поэтому он считал, что человек не может до конца познать мир и в каждом предмете есть нечто непознаваемое — Кант назвал это нечто «вещью в себе». Его работы сразу же оказали сильнейшее влияние не только на специалистов, но и на всех, кто их читал. В научных построениях Канта не было места для сверхъестественного, и в частности, для Бога. И тем не менее он считал религию необходимой, как носительницу высших идеалов и определенных общественных норм. Вместе с тем, Иммануил Кант отвергал существование обязательных религиозных обрядов и организаций. Подобная двойственность позиции вызвала резкую реакцию властей. В 1794 году даже был подписан специальный королевский указ, которым Канта официально предупредили о недопустимости «искажения и принижения учения Священного писания».
В центр своей философской системы он ставил разум. Вот почему это слово встречается в названиях многих его сочинений, в том числе главных книг философа — «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Иммануил Кант считал, что главным средством познания мира является опыт, хотя и допускал, что на опыте может быть исследовано далеко не все. Поэтому он отрицал и существование Бога, полагая, что его нельзя доказать опытным путем. В конце жизни философ пришел к убеждению, что весь мир может быть предметом теоретического познания, чем он сам и занимался.
Мы видим, что в учении Канта много противоречий, но он обладал очень сильной логикой и прекрасно умел выстраивать логическую цепь рассуждений. Вот почему его учение стало началом целого направления в философии, которое получило название кантианства. Труды Иммануила Канта читали и на них учились многие философы, принадлежавшие к самым разным направлениям, — от Маркса и Ленина до Бека и Фейербаха.
Добавить комментарий