Казанова, Джакомо Джованни
(1725-1798) итальянский писатель и ученый
В наше время Казанова известен прежде всего как венецианский авантюрист, «гражданин мира», прославившийся своими любовными похождениями. Современники же знали Джакомо Казанову совсем с другой стороны — как разностороннего человека: поэта, прозаика, драматурга, физика, химика, математика, юриста. Кроме того, он был незаурядным дипломатом, удачливым финансистом, талантливым музыкантом. Свое истинное происхождение он всегда скрывал за множеством масок и придуманных им (а иногда и другими) историй.
На самом же деле Джованни Казанова был сыном венецианского актера. Он получил юридическое образование в Падуанском университете, в 17 лет защитил диссертацию и хотел вступить в духовное сословие, но за любовные похождения был исключен из семинарии.
После этого начались его странствия. Он побывал в Неаполе, Риме, Константинополе и Париже, переменил несколько профессий, проявляя самые разнообразные способности, но нигде надолго не задерживался из-за своего неуживчивого характера.
Оказавшись в Венеции, за обман и богохульство, Джованни Казанова был заключен в тюрьму Пьомби. После нескольких месяцев заключения, которое он впоследствии красноречиво описал, ему удалось бежать в Париж.
Во Франции Джакомо Казанова приобрел связи в придворных кругах, чему способствовала его репутация знатока тайной магии. Искусными биржевыми спекуляциями он достиг независимого материального положения. Однако и здесь вмешался в придворные интриги, и ему пришлось уехать из страны.
После новых странствий, Джованни Казанова прибыл в Берлин, где был принят Фридрихом Великим, предложившим ему должность начальника кадетского корпуса. Отказавшись от этого предложения, Казанова уехал в Петербург. При всей своей находчивости он не сумел войти в доверие к Екатерине II и обосновался в Варшаве, где заслужил расположение короля Станислава-Августа. Но скоро Казанова отличился и здесь. Он дрался на дуэли с одним из придворных, после чего вынужден был покинуть Польшу и возобновить скитания по Европе. Они продолжались до тех пор, пока он не получил позволения властей вернуться в Венецию.
Здесь в 1775 году он сделался тайным агентом инквизиции, но через несколько лет нанес оскорбление одному дворянину и снова должен был оставить свой родной город. С этого времени Казанова постоянно жил, выполняя обязанности библиотекаря, в богемском замке своего племянника, чешского графа Вальдштейна, с которым также занимался алхимией и кабалистикой. Именно там Джованни Казанова и написал свои знаменитые мемуары.
Джакомо Казанова, как и многие его современники, был представителем двух европейских культур — итальянской и французской. В соответствии с вкусами своих будущих читателей он описывает историю своей жизни как увлекательный роман. Стараясь подать себя в более выгодном свете, он то и дело отступает от истины, переставляет местами события. Но главное достоинство его труда не в этом.
Обладая хорошей наблюдательностью и изъездив почти всю Европу, он дал в своих воспоминаниях много интересных исторических сведений, связанных с разными формами правления. Казанова правдиво и ярко описал множество исторических событий и тех деятелей, с которыми ему приходилось встречаться. Так, он живо изображает немецкого короля Фридриха, великого швейцарского ученого Альбрехта Галлера, французского просветителя Вольтера. При этом он выступает и как достойный собеседник, и как тонкий и умный наблюдатель.
Герой мемуаров Казановы — это прежде всего активный деятель, преодолевающий любые препятствия. Подобно Робинзону, он постепенно обживает мир камеры, из ничего создает орудия спасения. За мелочами быта (а глаз у него острый) Джакомо Казанова всегда видит детали государственного устройства. Так, посетив Россию, он сразу же уловил сущность «палочной» дисциплины, которая там царила.
Но особенно ценны его мемуары с этнографической точки зрения, поскольку в них содержится богатый материал для характеристики нравов XVIII века.
Немало места отводит Джакомо Джованни Казанова своим любовным похождениям. При этом он никогда не скрывает, что делает это в угоду обществу, заботясь о собственной репутации.
Судьба мемуаров Джованни Казановы напоминает его собственную. Оставшиеся после него рукописи приобрела фирма Брокгауза в Лейпциге. Первое сокращенное издание его мемуаров на французском языке вышло там в 1822—1828 годах. Они сразу вызвали неоднозначные отзывы. Некоторые упрекали автора в непристойности, но многие писатели, такие, как, например, Стендаль, Гейне, Мюссе, Делакруа, Сент-Бёв, были от них в восторге. О записках Казановы положительно отозвался Александр Пушкин, а Федор Михайлович Достоевский даже опубликовал их фрагменты в своем журнале «Время».
Вместе с тем мемуары Джакомо Казановы еще ждут своего издателя, поскольку суровые нравы его времени не позволили опубликовать их целиком, сегодня же издателей останавливает их значительный объем.
Сам Казанова стал героем многочисленных повестей, романов, пьес. Уже в XX веке по его книге было поставлено несколько фильмов, в которых снимались крупнейшие актеры. Среди них и признанный шедевр — картина «Казанова», снятая великим итальянским режиссером Федерико Феллини.
Так постепенно реальный человек превратился в своеобразный литературный миф.
Добавить комментарий