Кинг, Стивен
(род. в 1947 г.) американский писатель
Всемирную известность Стивен Кинг приобрел после того, как по его книгам стали снимать фильмы. Многие люди до этого и не представляли себе, что есть в Америке писатель с такой буйной фантазией.
Стивен Кинг родился в американском городе Портленд. По традиции мужчины в его семье были моряками и плавали на торговых судах по всему свету. Может быть, со временем Стивен тоже стал бы моряком. Но его судьба повернулась иначе. Однажды вечером, когда ему было всего три года, отец вышел за пачкой сигарет и не вернулся. Исчезновение отца настолько потрясло мальчика, что это ощущение ужаса осталось в его памяти на всю жизнь.
Свой первый рассказ Кинг написал в семь лет и дал почитать своим одноклассникам, которые потом говорили, что при чтении дрожали от ужаса. Свой первый гонорар — 35 долларов — Стивен Кинг тоже получил еще будучи школьником. Тогда он написал два рассказа и предложил их продавцу книжного магазина.
Закончив школу, Стивен поступил в местный университет и стал специализироваться в английском языке и литературе. На втором курсе он опубликовал в институтской газете свой рассказ «Как я грабил могилы».
Получив степень бакалавра, Стивен Кинг почти два года не мог устроиться на постоянную работу. За это время он сменил множество специальностей: был дворником, работал на мельнице, на ткацкой фабрике, был тренером по бейсболу, библиотекарем и даже кассиром на автозаправке. Только после этого он нашел место учителя языка и литературы в школе, а через год его уже пригласили преподавать в университет штата Мэн.
На новом месте Кинг вел занятия со студентами, а в свободное время писал романы. Его жизнь как бы разделилась на две части, и эти впечатления позже отразились в его романе «Темная половина» (1989).
Вскоре Стивен Кинг понял, что литературное творчество нравится ему больше, поэтому в 1974 году он ушел из университета и с тех пор считает себя профессиональным литератором. Кинг говорит, что основным его качеством является постоянство. Он никогда не переезжал и не разводился. В этом своем устойчивом мире повседневности он и создает фантастическую реальность.
Постоянным помощником Стивена Кинга является его жена Та-бита. Они женаты со студенческих лет и считают свой брак счастливым. Их дети — две дочери и сын — уже выросли, а сами они спокойно живут в собственном доме в городке Бангор неподалеку от Портленда.
В начале своего литературного пути, Стивен Кинг пробовал себя в разных жанрах. Он начинал как автор канонической научной фантастики. В его первых произведениях — романах «Кэрри» (1974) и «Мертвая зона» (1979) — еще нет представителей потустороннего мира. Его герои — обычные люди, наделенные различными формами экстрасенсорного восприятия. Они вступают в борьбу с жестокими одноклассниками, фанатичными родителями, фашиствующими политиками или агентами секретных служб.
Персонажем третьего романа Стивена Кинга — «Воспламеняющая взглядом» — является ребенок, наделенный сверхъестественными способностями. Эта девочка вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее бездушному миру.
Все эти романы очень нравились читателям, но особенно популярными они стали после экранизации. С тех пор почти все романы Стивена Кинга сразу после выхода попадали на экран.
Уже в четвертом романе писатель обратился к традициям готической прозы. Он не создает вымышленный мир, не уносит своих героев на чужие планеты. Действие его произведений развивается в обстановке сегодняшней Америки. Но фантазия писателя населяет привычный читателям мир сверхъестественными персонажами. Иногда он одушевляет и материальные предметы. Гак, в романе «Кристина» (1983) главной «героиней» является ожившая автомашина, которая жестоко мстит мучителям своего хозяина.
Стивен Кинг часто ограничивает место действия пределами небольшого городка Кастл-Рок, нередко в его романах упоминается Бангор и другие города родного штата Мэн. Правда, иногда читатели возмущаются тем, как разговаривают герои Кинга. Но сам писатель считает, что его герои должны говорить так же, как обычные люди, поэтому они так же ругаются и допускают пошлости. Когда Стивен Кинг только еще начинал писать, он специально собирал обиходную лексику, с магнитофоном в кармане толкаясь в барах, автобусах и других общественных местах.
Свои ранние произведения писатель издавал под вымышленным именем Ричарда Бахмана. Но впоследствии он опубликовал все книги, подписанные этим именем, под своей собственной фамилией. Несколько раз Кинг писал и в соавторстве. Так, роман «Талисман» он выпустил вместе с журналистом Питером Штаубом. Впоследствии Штауб неоднократно писал киносценарии по романам Стивена Кинга.
В начале восьмидесятых годов Кинг увлекся жанром фэнтези. Он написал серию романов под общим названием «Темная башня». Их действие происходит в вымышленной стране, где герои преодолевают самые немыслимые препятствия и в конце концов добиваются поставленной цели. Цикл был удостоен премии «Фэнтези-82», а также британской премии за лучшее произведение в жанре фэнтези 1983 года. Но писатель равнодушен к наградам и считает, что они ничего не прибавляют к его популярности.
И все-таки главным его жанром остается «роман ужасов». Причем сам Стивен Кинг считает, что не нужно придумывать страшное, поскольку в современном мире предостаточно всяких жутких историй.
В настоящее время писатель зарабатывает по несколько миллионов на каждом романе. Журнал «Форбс» даже включил его в число сорока самых высокооплачиваемых деятелей сферы развлечений.
Помимо литературных произведений, Стивен Кинг пишет и киносценарии. Он считает, что никто лучше автора не перенесет его замысел на экран. Обычно писатель занимает достаточно жесткую позицию и требует, чтобы в кино все соответствовало тому, что написано в книге.
Таким образом Кинг создал особый жанр в кинематографе. Во всяком случае, так считают кинокритики, хотя сам писатель с этим долго не соглашался. Но история, которая произошла после выхода фильма «Серебряная пуля», заставила его переменить мнение.
Случилось так, что Стивен Кинг задумал свой роман как автопародию. Однако после экранизации киностудия получила множество писем, в которых зрители обвиняли режиссера в издевательстве над любимым писателем. Фильм был признан самой плохой из всех экранизаций романов Кинга, а вот сам писатель продолжает считать его весьма удачным.
Лучшими фильмами, которые снимались по романам Стивена Кинга, считаются «Сияние», «Кладбище домашних животных», «Лунатики», «Семь», «Вопль». Правда, вызывая темные силы зла, Кинг скорее ориентируется на детские страхи, чем на научные положения. Он как бы вспоминает детские страшилки, те ужасы, которые испытывают, например, дети, когда рассказывают друг другу страшные истории или когда остаются одни в темном доме. В этом духе Кинг и написал один из сценариев в известной серии «Байки из склепа».
Похожий «ужастик» «Калейдоскоп ужасов» писатель создал вместе с Д. Ромеро, который специализируется на подобных фильмах. Другой свой фильм («Мертвая зона», 1983) Стивен Кинг делал вместе с Д. Кронебергом.
Недавно писателя пригласили написать сценарии для нескольких серий тоже известного у нас цикла «Секретные материалы». Работа доставила ему удовольствие. Но режиссер сериала Ч.Картер велел Кингу переделать написанное, поскольку сценарий не вполне укладывался в общую концепцию сериала. В нем также происходят фантастические и драматические случаи, но они обычно разрешаются более конкретно. В результате сценарий был подписан псевдонимом Чинг, образованным из первого слога имени Картера и окончания фамилии Кинга.
Однажды Стивен Кинг даже попробовал свои силы в качестве режиссера. На одной из киностудий он поставил фильм по своему роману «Максимальное ускорение». Картина обошла экраны США и других стран. Но Кинг заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, поскольку сочинительство отнимает слишком много времени и эта работа нравится ему больше.
Однако писать сценарии он продолжает. В 1998 году Кинг приступил к созданию телевизионного минисериала под названием «Ураган столетия». Писатель испытал глубокое потрясение от бури, которая пронеслась по штату Мэн, и решил написать свою версию событий.
Со временем, Стивен Кинг начал заниматься и литературной критикой. Свои взгляды он отразил в книге критических эссе «Танцы в стиле макабр». Здесь он изложил и свои творческие взгляды, из которых следует, что главным для него является изображение состояния человека на грани нервного срыва. При этом нужно полностью овладеть сознанием своего читателя и подчинить его своей воле.
Стивен Кинг признается, что ему и самому иногда бывает страшно перечитывать написанное. Так, например, он никак не может отредактировать сцену в романе «Сияние», где ребенок видит в ванне мертвую женщину.
Чтобы все успеть, писателю приходится постоянно работать. Кинг сочиняет полторы тысячи слов в день. Это значит, что он выпускает полторы тысячи страниц текста в год. Обычно это два романа и несколько рассказов. Писатель говорит, что отдыхает в году всего три дня: на Рождество, в День независимости и в собственный день рождения. Для создания творческой атмосферы, Стивен Кинг поселился в глухом уголке штата Мэн в доме, построенном в викторианском стиле. В нем 24 комнаты, в одну из которых никто не имеет права войти.
Своим главным достижением писатель считает то, что его романы признаны подлинной литературой. В 1997 году он получил за свое творчество престижную в американской литературе премию О Генри. На этот раз представительное жюри отметило крошечный рассказ Кинга, опубликованный в журнале «Нью-Иоркер».
Читатели же считают Кинга специалистом по страхам. И это не случайно, поскольку писатель блестяще изучил человеческую психологию в разных ее возрастных проявлениях. Правда, иногда общественность бывает настолько шокирована откровенным описанием извращенной психики человека, что книги Стивена Кинга изымают из библиотек, а его самого называют вульгарным, непристойным, «кровавым». Но он продолжает создавать разные миры и просто предлагает читателю пожить в том или ином из них.
Добавить комментарий