Кончаловский Петр Петрович
(1876-1956) русский художник
Петр Кончаловский родился в 1876 г. в Славянске. Отец будущего художника принимал участие в революционном движении, в 70-х гг. XIX в. был арестован и сослан в Холмогоры Архангельской губернии. Семье пришлось переехать к родителям жены, поэтому раннее детство Петра прошло в селе Сватовке Старобельского уезда Харьковской губернии.
Когда пришла школьная пора, Петр Кончаловские переехали в Харьков, где мальчик параллельно с занятиями в обычной школе посещал частную художественную школу Раевской. В начале девяностых годов Петр вместе со всей семьей переехал в Москву, где продолжил обучение в Строгановском художественном училище и Московском университете. К тому времени вернулся из ссылки отец, который занялся литературной и издательской деятельностью. Он предпринял издание сочинений Пушкина и Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников. Так Петр вошел в среду видных деятелей искусства и познакомился с такими мастерами, как Василий Суриков, Константин Коровин и Михаил Врубель.
В 1897 г. он отправился в Париж, где провел два зимних сезона в частной художественной Академии Жюльена. Любопытно, что вместе с ним там учились Евгений Лансере (брат Зинаиды Серебряковой) и Анна Остроумова-Лебедева. Занятия укрепили желание Кончаловского стать живописцем, после возвращения он поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в 1907 г. Большинство ученических работ Кончаловского не сохранились, он был ими недоволен и позже часть из них сжег.
Петр Петрович Кончаловский принял участие в реализации замысла своего отца и создал иллюстрации к поэмам и стихотворениям Александра Пушкина «Цыганы», «Полтава», «Каменный гость», «Жених» и «К Языкову». Проявив себя в качестве книжного иллюстратора, он впоследствии станет известен как автор портретов, натюрмортов и пейзажей, но книжная иллюстрация по-прежнему останется одним из направлений его творчества.
В 1907 г. Петр Кончаловский выступает на конкурсе и получает звание действительного художника. С 1909 г. он ежегодно участвует в крупнейших художественных выставках того времени в Москве и Петербурге — «Товариществе художников», «Новом обществе художников», выставках «Мира искусства» и «Бубнового валета». Связь с «Миром искусства» позволила сформироваться импрессионистическому взгляду на мир. Кончаловский испытывал истинное наслаждение, воссоздавая в красках на полотне свое видение мира, стремясь передать не только физические свойства предмета, но и все оттенки цвета.
Он жадно учится у разных художественных школ, работает в предвоенные годы в Париже, Италии и Испании. Исследователи отмечают его связь с творчеством как В. Борисова-Мусатова, так и Винсента Ван Гога. Мягкая пастельность тонов, свойственная русскому художнику, проявляется в фоне, а яркая цветовая экспрессивность голландского живописца сказалась в отраженных на портретах личностях. Таков портрет Г. Якулова (1910). Он представляет собой любопытную характеристику портретируемого, привлекающую прежде всего необычным видением и своеобразным цветовым ритмом. Автор показал красоту, не скрыв и безобразие своего героя, использовав как внешнюю форму пышный костюм восточного правителя.
В том же году художник создал «испанский цикл». Вместе со своим тестем В. Суриковым он совершил путешествие по Испании и Италии. Петр Кончаловский отдает предпочтение яркому цветовому решению. В портрете матадора («Любитель боя быков») его практически не волнует физическое сходство, он близок по манере примитивистам, у которых понятие перспективы носит условный характер. Кончаловский свободно размещает фигуры и предметы по всему пространству картины, но вскоре подход к композиции начинает меняться. Постепенно художник пришел к сезанновской манере самовыражения, проявляя интерес к трехмерному изображению и выделению объектов в определенной плоскости. Иногда подобную манеру характеризуют как «декоративный кубизм» («Семейный портрет», 1911, и «Сиенский портрет», 1912). Так начинаются его поиски своей художественной системы.
Один из футуристов из окружения Д. Бурлюка вспоминал, что Петр Кончаловский каждое лето ездил в Испанию, чтобы смотреть бой быков. Он характеризовал Кончаловского весьма любопытно: «Это могучий художник, в котором так и переливается по жилкам живописная силища».
В 1910 году художник становится одним из организаторов объединения «Бубновый валет». Десятые годы интересны обращением Кончаловского к натюрморту, он как бы постепенно набирал силу, чтобы соединить буйство красок фовистов и четкость линий Сезанна. Самым законченным произведением можно считать «Агаву» (1916), где цвета соединены на основе контраста. Буйство красок и композиционная уравновешенность станут теперь отличительной манерой художника, иногда отмечали и особую «универсальную жизнерадостность его кисти».
Подобное мироощущение необычно: ведь, как и его сверстники, Петр Петрович Кончаловский пережил Первую мировую войну, до 1917 года он был на фронте, получил тяжелое ранение, после чего в течение трех месяцев находился в госпитале. Эту неожиданную передышку он использовал, чтобы вернуться к живописи и создать «Портрет дочери» и «Букет дигиталиса».
Кончаловского часто упрекали в аполитичности, приверженности «чистому искусству», в увлечении формой и цветом. Но в послеоктябрьские годы художник создает удивительные по силе художественной выразительности пейзажи и портреты. Даже советская критика была вынуждена признать, что трудно найти другого такого автора, который так проникновенно и глубоко передал бы национальный пейзаж.
В 1922 г. Третьяковская галерея устраивает первую персональную выставку произведений Петра Петровича Кончаловского. Параллельно он участвует во всех основных выставках советских художников: «Художники РСФСР за XV лет», в выставке лучших произведений советских художников, «Индустрии социализма» и других, постепенно становясь одним из ведущих мастеров.
В течение ряда лет Петр Кончаловский уделял большое внимание педагогической деятельности. С 1918 по 1921 и с 1926 по 1929 год он состоял профессором живописи сперва в Свободных художественных мастерских, а затем во ВХУТЕМАСе.
В начале 30-х годов натюрморт становится одним из излюбленных жанров живописца. Подбор предметов на его полотнах необычен и потому запоминается — «Сухие краски» (1912), «Сирень» (1933), «Хлеб, ветчина и вино» (1948). Стремясь передать великолепие расцветшей лиловой сирени или пунцовых роз и пионов, художник нарочито колористичен, декоративен. Своеобразие манеры Кончаловского можно обозначить названием поэмы Н. Заболоцкого «Торжество земледелия». Художник совершает поездки по разным частям страны и отовсюду привозит этюдные зарисовки, на которых запечатлены то фруктовые сады Крыма, то изумрудная зелень кавказских долин.
Возможно, постепенная разработка жанра натюрморта привела Кончаловского к созданию собственно жанровых зарисовок — «Возвращение с ярмарки» (1926), «Купание красной конницы (1928), «Полотер» (1946). Иногда он пытался обратиться и к историческому прошлому; например, сюжет первой из данных картин возник у художника в связи с его поездкой на озеро Ильмень.
Другое направление творчества Петра Кончаловского было связано с созданием пейзажных зарисовок. Он сумел зафиксировать архитектурный пейзаж Москвы, Новгорода, Пскова и Рязани, окрестностей Петербурга.
Кончаловский пытался не писать заказные портреты и пейзажи социалистических строек. Но даже полотно «Сбор винограда» (1939) рассматривалось советским искусствознанием как переход к произведениям, в которых художник прославляет колхозный труд («С покоса», 1948).
В годы Великой Отечественной войны, Петр Петрович Кончаловский работал в нескольких направлениях: отражал реалии времени («Где здесь сдают кровь»), обращался к образу своего любимого поэта Лермонтова, где использовал те же принципы создания героя, что и в ранних работах. Строгая композиция и тонко переданная воздушная среда помогают сосредоточить внимание на фигуре поэта, выделенной черным и красным цветом.
Жанр портрета становится более разнообразным, художник создает трогательные портреты детей, среди которых и портреты внуков Кати и Андрона от дочери Натальи Кончаловской («Спящая Катенька», «Андрон Михалков») и их приятелей («Кома Иванов»).
С 1938 по 1944 год Кончаловским был создан интересный цикл портретов деятелей советской культуры: писателя Вс. Иванова, поэта Сергея Михалкова, композитора Сергея Прокофьева, музыкантов Н. Голованова и В. Софроницкого. Обычно среди них выделяют портрет В. Мейерхольда (1938), в котором мастер живописи отдал дань уважения одному из крупнейших мастеров сцены XX века.
Портреты Кончаловского не столько характеризуют внешность человека, сколько изображают его внутренний мир. В то время, когда ни о чем нельзя было говорить открыто, художник нашел средство дать ироническую и даже саркастическую характеристику своим героям. Например, писателя А.Н. Толстого он изображает за столом, заставленным разнообразными яствами. Толстой как бы говорит зрителю: «Мне хорошо при любой власти. Я был графом и им останусь».
С. Прокофьева художник изобразил во время отдыха в гамаке. Только одной деталью — плотно застегнутой курткой — Петр Кончаловский дает понять, что истинные мысли композитора скрыты от зрителя. А на портрете Александра Фадеева (1940) он специально убирает малейшие намеки на профессиональную принадлежность героя. Писатель запечатлен на фоне тяжелого парчового занавеса. Деталь как бы говорит зрителю: все, что вы видите, — спектакль. Динамичный поворот фигуры резко гасится статичностью фона.
Петр Петрович Кончаловский не был обделен наградами, имел звания заслуженного деятеля искусств, народного художника РСФСР. Он также являлся действительным членом Академии художеств СССР с момента ее основания в 1947 году.
Хотя потомки художника не продолжили его дело, они стали не менее известными. Дочь Наталья прославилась своими книгами для детей и переводами, ее младшие дети Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков стали известными режиссерами. Творческий род не прерывается.
Добавить комментарий