Крамской Иван Николаевич
(1837-1887) русский художник
Даже далекие от искусства люди знают имя художника по его знаменитой картине «Неизвестная». Однако Иван Крамской написал не только эту картину. В историю русского искусства он вошел как выдающийся русский художник-портретист. Своими портретами он открыл целое направление в развитии русского искусства XIX века.
По инициативе Ивана Крамского была образована артель художников, из которой позже сформировалось знаменитое Товарищество передвижных выставок. Эти художники стали широко известны как художники-передвижники.
В 1871 году в Петербурге открылась первая выставка передвижников, которая сразу же стала событием культурной жизни России. После этого она прошла во всех крупных городах страны — Москве, Киеве, Харькове. Среди участников этой выставки был и Крамской. С тех пор он стал известным живописцем.
Творческая биография Ивана Николаевича Крамского мало отличалась от биографий других художников. Он приехал в Петербург из маленького провинциального городка Острогожска. Крамской происходил из семьи мелкого чиновника. С раннего детства увлекался рисованием, закончил с отличием уездное училище, затем гимназию и приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Крамской хотел не только научиться хорошо рисовать, но и получить хорошее образование. Поэтому кроме занятий в Академии он посещал лекции в Петербургском университете, изучая там историю, литературу, философию, теорию искусств.
После окончания Академии, Иван Николаевич Крамской остался там преподавать в Рисовальной школе и объединил вокруг себя молодых талантливых художников. Тогда-то здесь и была создана артель художников, которые выступили против жесткой нормативности академической эстетики. Они хотели свободно выбирать темы и сюжеты для своих картин и писать их так, как они видели мир сами, а не так, как было принято. Дело закончилось тем, что в 1868 году Крамской вместе с другими художниками ушел из Академии.
С этого времени он начал заниматься портретной живописью и скоро стал одним из модных художников-портретистов. Улучшилось и его материальное положение: появилось уютное имение, удобная и просторная мастерская, хороший дом в Петербурге. Однако материальное благополучие не изменило его взглядов на искусство.
Иван Крамской считал, что художник должен с одинаковым талантом изображать и «государственного деятеля, и купца, и мужика, и шестикрылого ангела».
Важная страница жизни Крамского связана с Павлом Михайловичем Третьяковым. По его заказу художник создал галерею портретов деятелей русской культуры XIX века: Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Григоровича, художников Васильева, Шишкина, издателя Суворина.
Перед тем как писать портрет, художник делал множество эскизов с натуры, поэтому его картины не просто изображали людей, а превращались в страстный и глубокий рассказ об их личности.
Одновременно с портретами Иван Крамской писал произведения на другие сюжеты. С большим талантом сделана его картина «Христос в пустыне». Художник выбрал для нее вполне традиционный сюжет, но дал совершенно новую интерпретацию, показав, что мучительные раздумья Христа — это, по существу, нравственный выбор любого человека.
Картина пользовалась таким успехом, что художник решил создать еще одно полотно на библейскую тему. В нем он хотел показать сцену осмеяния Христа. Однако у него было так много заказов на портреты, что он не смог закончить эту картину.
В конце жизни Крамской создал еще две свои знаменитые картины — «Неизвестная» и «Неутешное горе». По своему настроению они совершенно противоположны. Неизвестная светская красавица как бы противопоставлена обыкновенной русской женщине. В то же время надменный взгляд первой и благородная простота второй явно говорят об отношении художника к своим моделям.
Иван Николаевич Крамской воспитал учеников, многие из которых заняли свое место в истории русской живописи. Но самым любимым его учеником остался Илья Ефимович Репин.
Добавить комментарий