Кусто, Жак-Ив
(1910-1997) французский исследователь океана, конструктор акваланга
Трудно найти человека, которому бы не было известно это имя. Поражает и другое — творческое и спортивное долголетие Жака-Ива Кусто. Несмотря на личные невзгоды (потерю уже взрослого сына), отдельные научные неудачи, кораблекрушения (11 января 1996 года в порту Сингапура затонул легендарный «Калипсо» — корабль, с которым связаны все путешествия команды Кусто), он был полон планов и обуреваем жаждой новых открытий.
Жак-Ив Кусто родился в городе Сен-Андре-де-Кюзак в семье коммерсанта. Позже семейство перебралось в США, где Кусто поступил в военно-морскую академию. После ее окончания он был назначен командиром французской морской базы в Шанхае, которая ведала обеспечением кораблей, стоящих в доках французской колонии.
В его жизни всегда огромную роль играл случай. Автомобильная катастрофа поставила крест на его карьере морского офицера: Жак-Ив сильно повредил руку. Одно время врачи даже настаивали на инвалидности. Однако Жак-Ив Кусто сделал все, чтобы рука начала двигаться.
Впервые он начал познавать подводный мир в десять лет. И здесь снова вмешался случай. Сначала в летнем лагере ему пришлось научиться нырять, чтобы убирать мусор из-под мостков. Кусто провел за этим занятием две или три недели и в конечном счете научился задерживать дыхание под водой.
Романтическое воображение вело юного исследователя дальше. Подражая героям Джеймса Фенимора Купера, которые, спасаясь от своих преследователей, дышали через полые тростинки, он впервые начал совершенствовать технику подводного плавания.
Вернувшись во Францию после службы и подружившись с Фредериком Дюма и Филиппом Тайе, он начинает испытывать все имевшиеся в то время дыхательные аппараты. Причем исследователь едва не погиб во время этих опытов. В результате Жак-Ив Кусто понял, что необходимо создать совершенно иной аппарат для дыхания под водой.
В годы Второй мировой войны он становится членом движения Сопротивления. Тогда же знакомится с инженером компании «Эрликид» Эмилем Гальяном. Они разработали прибор, который работал на двуокиси углерода, образовавшейся при сжигании древесины. Он был полностью автономен, сжатый воздух подавался через клапан. Так был изобретен легкий аппарат для дыхания под водой, получивший название акваланг (в переводе с английского — водяное легкое).
Акваланг Жака-Ива Кусто сыграл свою роль в истории Второй мировой войны: используя его, ныряльщики могли ставить мины на немецкие суда. Вскоре подразделения боевых пловцов были созданы во многих странах.
После окончания войны Кусто решил заняться океанографическими исследованиями. Он купил и специально оборудовал судно «Калипсо», которое стало первым французским кораблем для научных исследований. На нем Кусто избороздил все моря и океаны Земли. В 1956 году он снял первый полнометражный фильм, рассказывающий о подводном мире. Позднее в Марселе Жак-Ив Кусто создал центр морских исследований.
По его инициативе была построена и специальная подводная лодка, с которой можно было вести научные наблюдения. Затем аналогичные аппараты Кусто строил для различных стран и организаций. Любопытно, что с их помощью были открыты месторождения нефти на дне Персидского залива.
В 1962 году Жак-Ив Кусто приступил к осуществлению еще одного проекта — созданию глубоководных поселений для долговременного проживания. В результате трех экспедиций был накоплен огромный научный материал. В созданных Кусто подводных жилищах ныряльщики прожили три недели на глубине 100 метров.
От исследований океана Жак-Ив Кусто перешел к проблемам охраны окружающей среды. Его экспедиции стали работать в местах с наиболее напряженной экологической обстановкой. Весь свой авторитет этот незаурядный человек направил на дело охраны окружающей среды.
Добавить комментарий