Лавров Кирилл Юрьевич
(род. в 1925 г. ) российский актер театра и кино
Кумиры существуют не только у современной молодежи. Они были во все времена и так же, как сейчас, имели множество поклонников. Одним из таких кумиров молодежи шестидесятых-семидесятых годов был Кирилл Лавров. Он играл в театре, снимался в кино, создавая образы своих современников. С годами приобретал опыт и взрослел вместе со своими героями.
А когда Лавров сыграл роль Ленина, это уже означало, что он стал мастером: ведь в советские времена эту ответственную роль доверяли только высокопрофессиональным актерам. Не отрицая мастерства Лаврова, надо сказать, что роль Ленина он получил скорее из-за внешнего сходства: его легко было загримировать под вождя. Правда, сам Кирилл Лавров постоянно доказывал, что он актер разноплановый, и это на самом деле так. Еще до этого он мастерски сыграл вора в картине режиссера И. Гурова «Верьте мне, люди» (1964), в ранней молодости сыграл в телефильме по опереттам Исаак Дунаевского, вполне эксцентричной выглядит и его роль в картине Ю. Мамина «Горько!».
Природный талант Кирилла Лаврова окончательно сформировался во время его профессиональной работы. Он не получил специального образования, хотя вырос в актерской семье. Его отец, народный артист СССР, работал в Театре им. Мейерхольда, затем в Ленинградском театре драмы им. Пушкина и в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки, где играла и мать Кирилла, которая, кроме того, была известна и как чтица.
В детстве Кирилл мечтал не о сцене, а о море. Он хотел поступить в мореходное училище и стать капитаном дальнего плавания. Но на пути к этой мечте встала война. В 1942 году семью эвакуировали в Новосибирск. там Кирилл Лавров работал в совхозе, был токарем на заводе.
Когда ему исполнилось 17 лет, он пришел в военкомат и попросился на фронт. Подростку, конечно, отказали: в армию брали с восемнадцати, но он настоял на своем и уговорил принять его добровольцем. Кирилла направили в Астраханское авиационно-техническое училище, размещавшееся в Усть-Каменогорске.
Закончив училище в 1945 году, Лавров Кирилл Юрьевич получил профессию авиационного техника и стал обслуживать самолеты, исколесив всю страну. Он работал на Кавказе, на Сахалине, на Курильских островах.
В 1950 году Лавров демобилизовался из армии и вернулся в родные места, но без дела не остался. Еще в армии он участвовал в художественной самодеятельности, а вернувшись в Киев, пришел в театр, где работали его родители. Его первыми учителями стали режиссеры В. Нелли, Н. Соколов, К. Хохлов, не считая родителей и всего актерского коллектива. Хотя первые годы Кирилл Лавров выходил на сцену только в массовке, он понимал, что работает с настоящими профессионалами, и старался как можно больше получить от них. Лавров до сих пор считает, что именно в театре он и получил свое актерское образование, ведь больше ему учиться не пришлось.
В театре решилась не только его творческая, но и личная судьба. После окончания Школы-студии МХАТа сюда приехала молодая актриса В. Николаева, которая и стала его суженой. В 1954 году они поженились, и вскоре у них родился сын Сергей.
Через год судьба Кирилла Лаврова круто изменилась. Благодаря счастливому стечению обстоятельств он попал в ленинградский БДТ. Случилось так, что труппу этого театра поручили возглавить К. Хохлову, режиссеру театра имени Л. Украинки. Он пригласил с собой в Ленинград группу молодых актеров из своего театра. Среди них были и супруги Лавровы. После неожиданной смерти Хохлова руководить театром приглашают Г. Товстоногова, который до этого работал в Театре Ленинского комсомола. Как и многие другие новые руководители, он решил немного «почистить» театр, и Лавров решил, не дожидаясь увольнения, подать заявление об уходе. Но Товстоногов пригласил актера на беседу и пообещал ему главные роли в своих постановках. Впоследствии Лавров говорил, что это был единственный случай, когда Товстоногов попросил актера своей труппы не уходить из театра.
Первые работы Кирилла Юрьевича Лаврова оказались типажными, он играл роли молодых современников в пьесах А. Арбузова, А. Володина, В. Розова. Они были легко узнаваемы и не требовали от актера особого перевоплощения. Однако, как признается Лавров, он закончил у Товстоногова театральную академию. Режиссер обращался с ним как с воском — мял, месил, лепил характер. И это со временем сказалось на работах Кирилл Лаврова, каждую новую роль он играл все более профессионально.
В шестидесятые годы Лавров обратился к сложным философским образам, в которых проявилась уже не только юношеская открытость и лирический настрой, но и гражданская позиция персонажей. Кроме современных, в его репертуаре появилось немало классических образов. Лавров играл Платонова в спектакле «Океан» А. Штейна, Молчалива в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Соленого в «Трех сестрах» А. Чехова, Давыдова в «Поднятой целине» Михаила Шолохова, Нила в «Мещанах» Максима Горького, Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя.
В этом ряду очень интересна роль Молчалина. Кирилл Юрьевич Лавров создает образ сложившегося негодяя, который четко осознает свою цель и добивается ее любыми средствами. Однако внешне его герой спокоен, услужлив и предупредителен. В этой роли актер, как, впрочем, и во всех других, очень мало пользуется гримом.
Лавров создает образ своего героя с помощью мимики, скрупулезно просчитанных движений. На его лице трудно что-либо прочесть, его намерения выдают только застывшие глаза и треугольная наполеоновская челка. Критика даже упрекала Лаврова в том, что такой сложный образ он решал минимальными изобразительными средствами. Но именно в этом и заключался драматургический рисунок роли: скупые, только изредка прорывающиеся движения кроя показывают его превосходство над другими. Молчалин выходит из поединка не побежденным, а лишь на время отброшенным в сторону.
Театральные работы Кирилла Лаврова обратили на него внимание кинематографистов. И он приходит в кино, где сначала играет небольшие роли. Но, как часто бывает, актеру помог случаи. В 1962 году он репетировал роль Чарлза Говарда в тесе К. Симонова «Четвертый». На одной из репетиций
драматург увидел игру Лаврова и пригласил его попробоваться на роль Синцова в картине «Живые и мертвые».
Роль Синцова принесла Кириллу Лаврову огромную популярность. Фильм стал лидером проката в 1964 году. Интересно, что критика писала об этой роли как об успешном дебюте актера, хотя к этому времени он уже сыграл в кино не менее десятка ролей. Фильм был отмечен наградами на кинофестивалях в Ленинграде, в Карловых Варах, в Акапулько. В 1969 году Лавров снимается в продолжении «Живых и мертвых» — картине «Возмездие».
Не успел актер закончить съемки в своей первой большой картине, как его пригласили в новую. Режиссер И. Турин снял его в главной роли в фильме «Верьте мне, люди». Судьба этой картины примечательна. Вначале она задумывалась как рассказ о судьбе человека, прошедшего сталинские лагеря и тюрьмы. Но период «оттепели» подходил к концу, и герой стал уголовником, решившим начать честную жизнь. Этот фильм тоже стал лидером проката 1965 года. С этого времени Кирилл Лавров снимается в кино регулярно.
Особое место в его биографии занимает работа над образом Ленина. В 1970 году он играл Ленина в спектаклях БДТ «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново», в 1976 году создал этот образ в фильме «Доверие», а затем и на телевидении — в пьесе «Двадцатое декабря» и сериале «XX век». Можно сказать, что Лавров в семидесятые годы стал «дежурным» Лениным, как М. Ульянов ассоциировался прежде всего с маршалом Жуковым.
Всего в кино Лавров Кирилл Юрьевич сыграл около 60 ролей, среди них были более или менее удачные, но над всеми он работал с полной отдачей. Бывало, что в год актер снимался сразу в двух фильмах, как, например, это было в 1969 году, когда с его участием вышли картины «Братья Карамазовы» и «Наши знакомые», или в 1970 году, когда он снялся в картинах «Чайковский» и «Любовь Яровая».
Режиссеры часто идут по пути наименьшего сопротивления, это проявлялось и в случае с Лавровым, когда ему предлагали однотипные роли, но он все же стремился каждую из них сделать чем-то непохожей на другую. В 1972 году Лавров снялся в фильме «Укрощение огня», создав драматичный образ главного конструктора Башкирцева, в 1979-м — в картине «Стакан воды», где сыграл умудренного жизнью английского аристократа, через два года был фильм «На Гранатовых островах», а еще через два — «Из жизни начальника уголовного розыска». В картине «Братья Карамазовы» Лавров впервые попробовал себя и в качестве режиссера. После смерти И. Пырьева он закончил картину вместе с М. Ульяновым.
Интересно, что основной драматургический рисунок роли Кирилл Лавров создает своим неповторимым голосом. Так, играя главного конструктора Башкирцева в картине «Укрощение огня», он сознательно отказался от портретного грима и опустил многие бытовые детали, имевшиеся в сценарии.
К своим работам Лавров относится критически. «Я по натуре самоед. Во всем, что касается лично моих результатов, сомневаюсь. Чаще не верю в себя до сих пор. Потому теперь меньше играю в театре и совсем не снимаюсь. Может, поэтому мне по душе роли решительных героев — потому что самому решительности не хватает», — сказал он в одном из интервью.
Одна из редких в последнее время ролей Лаврова — вор в законе Барон в телесериале «Бандитский Петербург», где актер вновь показал удивительную способность скупыми внешними средствами создавать глубокий образ.
В восьмидесятые годы Лавров Кирилл Юрьевич стал заниматься общественной деятельностью. В 1986 году он возглавил правление Союза театральных деятелей СССР, а через четыре года, после смерти Г. Товстоногова, стал руководителем БДТ. Он старается не разрушать созданных предшественником традиций. Когда закончился срок его контракта, он хотел отказаться от этой должности, но коллектив вновь избрал его. О его популярности в театральных кругах свидетельствует и тот факт, что в 1992 году Лавров был избран президентом Международной конфедерации театральных союзов. Он также входил в комитет по Международным Ленинским премиям, важное место в его жизни занимает и работа в качестве попечителя Международного фонда «Вечная память солдатам».
В настоящее время Лавров является одним из самых титулованных актеров. В 1973 году он стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу». В 1978 году Кирилл Юрьевич Лавров стал лауреатом Государственной премии, в 1982 году — лауреатом Ленинской премии, а в 1985 году — Героем Социалистического Труда.
Кроме своей работы, он увлекается нумизматикой, собирает старинные монеты, памятные знаки и в свободное время любит рассматривать свою коллекцию. Любит он и путешествовать. С 1954 года Лавров стал заядлым автомобилистом, ездил на всех отечественных марках автомашин.
Жена Кирилла Лаврова долго работала вместе с ним в театре, сейчас на сцену вышло третье поколение Лавровых: дочь Маша закончила Ленинградский институт театра, музыки и кино. Есть у Лаврова и внучка Ольга, которую дед считает очень талантливой. Сын Сергей учился на историческом факультете университета, но потом ушел в бизнес.
Добавить комментарий