Люмьер, Луи Жан и Огюст Мария
Люмьер, Луи Жан(1865-1948)
Люмьер, Огюст Мария Луиза Николас
(1862-1954) французские изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов
Братья Люмьер родились в Безансоне в семье художника, который со временем переквалифицировался в фотографа. Он переехал в Лион, где его сыновья учились в местном техническом училище. Позже Огюст закончил образование в Бернском университете в Швейцарии, а Луи — в Высшей технической школе в Париже.
Вначале Луи работал над проблемой коммерческого использования фотопластинок. В восемнадцать лет он уже настолько освоил технологию изготовления фотографических пластинок, что они вместе с отцом решили открыть фабрику по их производству. Так постепенно начал складываться семейный капитал Люмьеров.
В 1872 году Луи изобрел сухую фотопластинку. Ее производство превратило их предприятие в процветающий семейный бизнес. К 1894 году семейное предприятие Люмьеров выпускало около 15 миллионов пластинок ежегодно.
Судьба следующего изобретения Люмьеров также была необычной: ему было суждено изменить представления человечества о времени и пространстве. Новый аппарат для воспроизведения действительности создавался постепенно.
Однажды Антоний Люмьер, отец семейства, побывал в Париже на показе кинетоскопа, изобретенного Томасом Эдисоном. Вернувшись, он рассказал своим сыновьям о новинке, и Луи начал работать над прибором, который мог бы проецировать на экран движущиеся картины.
В 1895 году он вместе с братом построил первый вариант кинопроекционной установки. Вскоре была готова и съемочная камера. В том же году братья получили на нее патент. Но все же тогда они большее значение придавали разработке методики цветной фотографии.
28 декабря 1895 года считается днем рождения мирового кинематографа, поскольку именно в этот день братья Люмьеры организовали первый в истории платный показ кинокартины. Он проходил в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. Тогда тридцать три зрителя собрались посмотреть «движущиеся фотографии» или живые картинки. Были показаны два фильма — «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики Люмьеров».
Аппарат Люмьеров состоял из камеры, которая использовалась как для фотографирования, так и для демонстрации пленки со скоростью 16 кадров в секунду. Она весила всего 12 фунтов, оказавшись гораздо легче своего аналога — кинетоскопа.
Главной заслугой Люмьеров была разработка грейферного механизма, который обеспечивал пошаговое перемещение пленки. Сам принцип они заимствовали из швейной машинки, где ткань также перемещалась после каждого стежка. Кроме того, они оснастили свой аппарат обтюратором — заслонкой, перекрывающей световой поток во время перемещения пленки. Именно благодаря обтюратору зритель не ощущает движения пленки.
Помимо изобретения аппаратуры Люмьерам пришлось заниматься и выпуском своих первых фильмов. Поэтому их в буквальном смысле можно назвать основоположниками кинематографа.
Только в 1896 году они выпустили 40 картин, в которых была запечатлена повседневная французская жизнь — игра в карты, работа кузнеца, кормление ребенка, движение на улицах города, занятия солдат на плацу. Среди первых картин было много комических короткометражек. Время демонстрации фильмов было небольшим — всего одна-две минуты.
Первое время зрители испуганно вскакивали с мест, когда на них с экрана двигался поезд. И действительно, движущиеся картинки, которые изображали то же самое, что происходило в реальной жизни, казались слишком необычными.
Снимая свои первые фильмы, Люмьеры уже стали использовать крупные и средние планы. Они выпускали не только видовые фильмы и игровые картинки с простым сюжетом, но даже картины на литературные сюжеты — «Фауст и Мефистофель», «Синяя Борода».
Вскоре братья Люмьеры отсняли первую кинохронику, где запечатлели работу состоявшейся во Франции конференции Общества фотографов. Они также показали первый в мире документальный фильм, отсняв в четырех роликах работу лионской пожарной команды.
С каждым годом интерес к кино все больше возрастал, и Люмьеры полностью сосредоточились на этой деятельности. Тогда же они построили в городе Лионе первый в мире кинотеатр, где показывали свои фильмы. Всего Луи поставил 60 фильмов и стал продюсером примерно 2000 картин.
Конечно, такая сложная работа была бы невозможной без четко продуманной технической стороны дела. Уже в 1896 году Люмьеры отправили в путешествие по всему миру команду предприимчивых репортеров-распространителей. Они должны были снимать сюжеты обо всех значительных событиях и одновременно пропагандировать новый вид техники, показывая кинофильмы.
Но очень скоро в кино началась конкуренция, поскольку многие предприниматели поняли, насколько прибыльно это дело. Люмьеры не выдержали этой конкуренции и в 1898 году прекратили массовый выпуск фильмов. Их последней картиной стали «Страсти по Иисусу».
Еще какое-то время они продолжали заниматься промышленным производством киноаппаратов, кино- и фотопленки, но через несколько лет продали свои патенты.
Начиная с 1900 года братья Люмьеры снова стали заниматься цветной фотографией. В 1903 году они запатентовали пластинку для цветного фотопроцессора под названием автохром. До этого цветное изображение создавалось с помощью съемки на трех пластинках с разными светофильтрами. Луи Люмьер начал снимать на одной. Но цветная пластинка опережала свое время, да и процесс был еще слишком сложным и дорогим. Цветная фотография, как и цветное кино, получит распространение только в тридцатые годы.
В дальнейшем пути братьев разошлись. Луи продолжал заниматься кинематографом и в 1946 году передал Французской синематеке около двух тысяч картин, снятых им вместе с братом. Огюст же занялся медициной и начал исследовать раковые клетки, функции витаминов и вакцин.
Деятельность братьев нашла признание во всем мире и прежде всего у себя на родине. Они стали членами Парижской Академии наук. Во Франции существует специальная премия имени братьев Люмьер, которая ежегодно присуждается за лучший документальный фильм. В родном городе братьев, в доме, где они жили, расположился Институт и музей Люмьеров.
Добавить комментарий