Мессершмитт, Вильгельм Эмиль

(1898-1978) немецкий авиаконструктор

Предки Вильгельма Мессершмитта были потомственными виноделами. Они жили во Франкфурте-на-Майне, в окрестностях которого располагались семейные виноградники. Вильгельм был вторым сыном в семье и первым ребенком, родившившимся во втором браке отца. Между братьями было четырнадцать лет разницы. Вслед за Вильгельмом в семье появилось еще трое детей: младший брат Рудольф и сестры Элизабет и Мария.

Детские годы Вилли прошли во Франкфурте-на-Майне. Весной 1906 года семья перебралась в старинный немецкий город Бамберг. Там открылась новая техническая гимназия, и отец захотел, чтобы Вилли стал ее учеником. Однако на лето семья переезжала в родовое поместье, расположенное поблизости от Франкфурта-на-Майне.

Вначале Вилли хотел продолжить семейные традиции, но в 1909 году его планы резко изменились. Во время летних каникул вместе с отцом он посетил Международную авиационную выставку. Там мальчик впервые увидел самолеты и на всю жизнь заболел авиацией.

С этого время все свободное время Вильгельм посвящал строительству моделей самолетов. В 1910 году он заканчивает школу первой ступени и переходит в Бамбергскую техническую школу, где познакомится с тридцатитрехлетним учителем Френсисом Гартом.

В своем доме, находившемся в двадцати километрах от Бамберга, в местечке Людвагер, Гарт собрал небольшую группу энтузиастов, которые занимались постройкой планеров. Вильгельм Эмиль Мессершмитт присоединился к группе.

В это время полным ходом шла работа над самолетом С-3. 6 января 1914 года самолет взлетел в воздух. Несмотря на крайне неблагоприятную погоду, Гарт пролетел более 120 метров и поднялся вверх на пять метров.

После успешных испытаний самолета, Вильгельм Мессершмитт становится главным сотрудником Гарта и под его руководством начинает строить новую модель самолета С-4. Она оказалась больше предыдущей и потребовала особых навыков.

Стремясь создать прочную конструкцию, Мессершмитт утяжелил фюзеляж, поэтому во время первых испытаний самолет разрушился. Однако изобретатель не потерял интереса к работе и сразу же начал работу над новой моделью С-5. К тому времени Мессершмитт закончил школу и поступил в Мюнхенский технологический институт.

В 1923 году Вильгельм Мессершмитт заканчивает институт и получает приглашение от объединения Баварских авиационных заводов. Он переезжает в Аугсбург и начинает работать в должности ведущего инженера. В данном объединении были построены его основные модели.

Вначале он занимался конструированием планеров и гидросамолетов. Наиболее интересной разработкой стала БФ-109, которая представляла собой одноместную летающую лодку, способную взлетать и приземляться на воду.

Через год он стал разрабатывать только модели самолетов. В начале 1924 года была испытана модель С-14, которая поднялась на высоту 33 метра, она оказалась устойчивой к ветру, доходящему до 20 метров в секунду. Модель получила премию на заводском конкурсе самолетов как самая удачная конструкция года.

Вдохновленный успехом, Вильгельм Мессершмитт решает создать собственную фирму. Совместно с братом Фердинандом он организует компанию «Мессершмитт-Бамберг». В первый год существования фирмы продажа самолетов пошла настолько хорошо, что прибыль составила шесть миллионов марок.

Первоначально конструктору приходилось самому продавать машины, их покупателями чаще всего становились богатые любители, увлекшиеся новым видом спорта. Занимаясь новыми разработками, Вильгельм Мессершмитт перешел к созданию более крупных машин, от одноместных к двухместным.

Несмотря на успехи, он понимал, что его компания слишком мала, чтобы вести нормальную конструкторскую работу. Весной 1926 года Мессершмитт заключает соглашение с Баварскими авиационными заводами и компанией «Удет» о создании совместной фирмы.

Он практически спас своих компаньонов от банкротства. Они остро нуждались в притоке новых идей и пошли почти на все условия, которые им поставил Мессершмитт. Ему удалось также получить специальную субсидию от имперского министерства экономики. Он смог завершить доработку своих моделей М-17 и М-18.

Ему вновь удалось применить несколько новинок. М-18 стал первым в Германии самолетом с металлическим фюзеляжем.

В начале 1927 года новые модели начали обслуживать пассажиров авиакомпании «Люфтганза». Вскоре на линиях компании летало более двадцати машин конструкции Вильгельма Мессершмитта.

Но ему пришлось одновременно вступить в жестокую конкуренцию с другими компаниями, основным его конкурентом являлась фирма Хейнкеля. Чтобы выстоять на рынке, Мессершмитту приходится расширять номенклатуру выпускаемых моделей. Параллельно с пассажирскими моделями производятся учебные двухместные машины.

Одна из моделей привлекает внимание военного министерства. Вильгельм Эмиль Мессершмитт получает заказ на поставку большой партии машин для обучения летчиков.

В то же время он принимает участие в конкурсе, объявленном военным министерством, на лучший проект бомбардировщика. Комиссия признала наиболее удачной модель М-22 двухмоторного бомбардировщика. Уже было принято решение о начале серийного производства машины. Но 14 октября 1930 года во время испытательного полета произошла авария из-за разрушения одного из пропеллеров.

Вильгельм Мессершмитт тяжело переживал неудачу: он потерял выгодный заказ. В течение нескольких лет он не занимался конструированием. Только в конце 1934 года он выпускает модель цельнометаллического истребителя сопровождения. Me-109 в 1939 году установил мировой рекорд скорости.

Модель превосходила аналогичные самолеты фирм Фокке-Вульфа и Хеншеля, поэтому была принята к серийному производству. Впоследствии Мессершмитт неоднократно модернизировал конструкцию самолета и ставил на нее новые двигатели.

В 1940 году он выпускает свой первый ночной истребитель, который оснащается специальными локационными средствами и пушками. Всего за время Второй мировой войны было построено около 35 тысяч самолетов Ме-109. Благодаря этой модели фирма Мессершмитта стала главным поставщиком самолетов для люфтваффе.

Как обычно, наряду с выпуском прошедших испытания машин Мессершмитт продолжал создавать новые конструкции, одной из них стала его последняя поршневая модель Ме-110.

Изобретатель также начинает работать над моделью самолета с реактивным двигателем. Первый полет новой машины состоялся в июле 1942 года. Тогда Мессершмитт использовал экспериментальную модель двигателя Юмо, изготовленную для него фирмой Юнкерса. Она прекрасно показала себя на испытаниях, во время первого полета самолет продержался в воздухе двенадцать минут. Но руководство Германии не оценило значения этого изобретения. Самолет нуждался в долгой доводке, а от конструктора ждали немедленного появления новинок. Поэтому производство реактивных машин началось уже в мирное время.

В 1945—1946 годах заводы Вильгельма Мессершмитта практически не работали из-за демонтажа оборудования. Поскольку они оказались в американской зоне оккупации, Мессершмитт смог производить только швейные машинки и бытовую технику. Только с 1952 года возобновился выпуск гражданских самолетов: транспортных и учебных. Они поставлялись государственной компании «Люфтганза».

После организации НАТО, заводы Вильгельма Мессершмитта вновь переориентируются на военную продукцию. Начинается производство реактивного самолета Ме-262. В 1958 году Мессершмитт создает объединенный концерн, куда входят фирмы «Белков» и «Блом», который вскоре возвращает себе ведущее положение в немецком авиастроении. Концерн выпускает не только самолеты, но и вертолеты, спутники связи.

В 1968 году Вильгельм Эмиль Мессершмитт прекратил активную конструкторскую работу и стал почетным президентом концерна. Одновременно он организовал специальный денежный фонд по финансированию памятников культуры.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!