Гарт, Фрэнсис Брет (Брет Гарт)
(1836-1902) американский прозаик, поэт и журналист
Биография Фрэнсиса Брета Гарта связана с авантюрной эпохой калифорнийской золотой лихорадки — интереснейшего периода в общественной жизни Америки 50-х гг. XIX века.
Брет Гарт родился в небольшом городке в семье учителя-интеллигента, мало приспособленного ко времени предпринимательства и накопительства. Отца считали неудачником. Он рано умер, и подростку с 13 лет пришлось зарабатывать на жизнь. А потом, когда первые старатели донесли с Запада до центральных штатов весть об открытии золота, 17-летний юноша вслед за братом, матерью и отчимом махнул в Калифорнию, куда устремились десятки тысяч искателей счастья.
Изначальными владельцами нынешней американской Калифорнии были индейские племена. Во второй половине XVIII века испанские колонисты захватили огромные земельные угодья по берегу Гихого океана и стали насильственно превращать индейцев в христиан. В 30 гг. XIX века на востоке США заинтересовались благодатной страной, лежавшей к западу от реки Миссисипи, и туда устремились переселенческие партии. В результате войны Калифорния вошла в состав Мексиканской республики. В июне 1846 г. американские поселенцы восстали против власти мексиканцев и провозгласили «Республику Звезды и Медведя». Это было началом создания первого штата Америки на западе страны, Севернее Сан-Франциско была расположена русская колония, названная Форт-Росс. Она была основана в результате открытия Берингом и Чириковым Аляски. Из-за отсутствия поддержки со стороны русского правительства Форт-Росс был продан в 1842 г. одному предприимчивому мексиканцу по фамилии Саттер. Он начал строить лесопильню, и его рабочий, углубляя русло реки, в 45 милях от Форт-Росса, наткнулся на загадочные желтые крупинки.
Весть о золоте поразила заштатный городок Сан-Франциско, а затем и всю Калифорнию. Ремесленники, фермеры, учителя, адвокаты, матросы, бросив свое ремесло, устремились на запад — с кирками, лопатами и ковшами для промывки золота. На пути с востока на запад были безводные пустыни, опасные горные переправы, встречи с индейцами. Но ничто не могло остановить движения за золотом. В снегах Сьерра-Невады застрявшая партия золотоискателей в отчаянии дошла до людоедства. И скоро на пути новых партий уже стояли холмики с темнеющими крестами — полторы тысячи безмолвных могил. К северу и к юго-востоку от Сан-Франциско возникали старательские станы и городки с остроумными названиями: Держу пари, Ослиная лощина, Висельный город, Гоморра и другие. Драки, поножовщина, убийства были обычными явлениями, у всех на поясе висели револьверы и длинные ножи. Молитвам старатели предпочитали игорные дома и питейные салуны. Быт здесь был суровым, а жизнь — опасной. Разбогатеть удавалось совсем немногим. И все-таки здесь дышалось свободнее, чем в старых штатах.
В 1854 г. в одном из таких поселков и оказался 17-летний Фрэнсис Брет Гарт и провел здесь, в Калифорнии, шесть лет. Он был школьным учителем, рудокопом, аптекарем, почтальоном, наборщиком и, наконец, помощником редактора газеты в приисковом городке Юнионтаун. Он пережил иллюзии успеха и горечь разочарования старателя, опасную романтику курьера почтового дилижанса, был свидетелем страшной расправы над индейцами, учиненной в городе обывателями. Он выступил в газете в защиту индейцев и заклеймил убийц, в результате чего его жизнь оказалась в опасности, и он уехал в Сан-Франциско. Огромный материал впечатлений оказался дороже золота Калифорнии.
Здесь, в Сан-Франциско, став профессиональным журналистом, Брет Гарт начинает печатать первые калифорнийские рассказы, выступив первооткрывателем новой темы. Он встречается с видными деятелями аболиционистского движения (движения за отмену рабства), борется за избрание президентом Авраама Линкольна, пишет стихи в поддержку Севера против рабовладельческого Юга. Вместе с группой литературной и артистической молодежи издает журнал «Калифорнией», поддерживает молодого Марка Твена. Пока Брет Гарт больше известен как остроумный мастер пародий на корифеев американской и европейской литературы: Диккенса, Дюма, Гюго, Купера. Его «Романы в сжатом изложении» находчивы и остроумны. Писателям достается и за слащавый сентиментализм, и за напыщенность стиля, и за сусальность описаний, и за мелодраматизм. Брет Гарт проходит таким образом школу литературного мастерства. Но славу ему приносит рассказ «Счастье Ревущего Стана» (1868), а затем сборник старательских рассказов с таким же названием.
Перед читателем открылся новый мир — мир золотоискателей, горняков, различных отщепенцев, быт старательских селений. Брет Гарт не стремился разрешать крупные социальные проблемы. Гуманизм его рассказов заключается в том, что он показал калифорнийскую жизнь полной смертельной опасности, разгула беззаконий и как бы предостерегал американцев от наивной веры в то, что здесь, в Калифорнии, бедняки превращаются в богачей. Жизнь старателя была суровой и физически трудной. Работа шла с раннего утра до позднего вечера. Ютились золотодобытчики в землянках, хижинах, палатках. Пища была грубой и однообразной. Медицины не было, и болезни уносили даже крепких людей. В противовес официальной печати, стремившейся преподнести поход за золотом как героическую эпопею, а все недуги старателей свалить на «подонков общества», писатель не стал певцом «золотого похода», но показал «отверженных» настоящими людьми. Под грубой внешностью он увидел бескорыстие, сердечную доброту и высокое благородство.
Разгульный и пьяный старательский поселок с материнской нежностью воспитывает сироту («Счастье Ревущего Стана»). Во время неожиданного наводнения Кентукки жертвует жизнью, чтобы спасти младенца, в романе «Млисс» веселая красавица с приисков оказывается примером душевной чистоты и нравственной самоотверженности. Она отдает все ради разбитого параличом бывшего любовника. Бесшабашный игрок в «Брауне из Калавераса» во имя семейного счастья друга отказывается от любимой женщины. Дружба старателей — одно из самых светлых человеческих проявлений, особенно в суровых обстоятельствах. В «Компаньоне Теннесси» старатель рыцарски предан своему беспутному компаньону, бескорыстен и благороден в заботе о друге. Как демократ-гуманист, Брет Гарт утверждал, что «добродетель покинула дворцы богачей и живет в лачугах трудящихся».
Брет Гарт любит авантюрный сюжет, романтически эффектные описания ураганов, землетрясений, наводнений, снежных лавин и прочих стихийных бедствий. Его сюжеты подчас гротескны. Вот старик Планкет, любимец рудокопов Монте-Флета, создал легенду о дочери — красавице и умнице. Он так привык за десять лет к этой выдумке, что внезапное появление неказистой «красотки» повергает старика в отчаяние и лишает его жизни («Монте-Флетская пастораль»).
Двое друзей-рудокопов поссорились в хижине за завтраком. Ссора перерастает в кровавую вендетту, в многолетнюю судебную тяжбу. Умирая, один из рудокопов, Скотт, возвращаясь к причине ссоры, говорит: «Старик, а ведь ты переложил тогда соды в лепешки». Эта нелепая причина ссоры раскрывает трагические и трагикомические парадоксы человеческого сердца как отражение парадоксов самой американской жизни периода золотой лихорадки. Целая нация впала в безумие, гонясь за химерой стремительного обогащения. В атмосфере золотоискательской конкуренции немудрено было растерять истинные человеческие ценности. И если герои осознают свои слабости и прощают друг другу обиды — это их нравственная победа. Тлетворную власть золота Брет Гарт изобразил в романах «Миллионер из Скороспелки», «Человек из Солано» и в романе «Габриел Кон-рой». Обличение расизма дано в романах «Вань-Ли-Язычник», «Трое бродяг из Тринидада».
Николай Гаврилович Чернышевский, в далекой сибирской ссылке прочитав рассказы Фрэнсиса Брета Гарта, был восхищен «могущественным природным умом», «благородной душой» и «благородным понятием о вещах» американского новеллиста. Диккенс называл рассказы Гарта «правдивым художественным созданием» и приглашал его к себе в Англию.
Честность, достоинство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию — эти богатства простых людей писатель противопоставляет стяжательству, эгоизму и пошлости богатых. Между тем американское прагматическое общество не сочувствовало такой антитезе. И рассказ «Счастье Ревущего Стана» был назван в Америке «неприличным, антирелигиозным, безнравственным». Многие в США долго считали Брета Гарта писателем чужим и странным, «дурным американцем».
Между тем его мировая слава росла, его рассказы переводились на многие языки. Открытую Бретом Гартом тему подхватывает Марк Твен. Брет Гарт переезжает в Бостон, а затем в Нью-Йорк, в центр интеллектуальной жизни Америки. Очень скоро наступает пора неудач и материальных лишений. Безденежье доводит писателя до отчаяния, и он в 1878 г. принимает скромное предложение стать коммерческим агентом в захолустном немецком городке Крефельде, потом он стал консулом в Глазго.
Американская печать продолжает ненавидеть писателя. На родину он уже не вернулся, став добровольным изгнанником. Поселившись в Англии, Брет Гарт пишет: «Я люблю свою родину, но она не настолько любит меня, чтобы дать мне приют и позволить кормиться своим пером». Писатель стареет, но продолжает ежегодно выпускать по небольшому томику своих произведений.
Отвечая критикам, обвинившим его творчество в аморальности, Брет Гарт со свойственным ему юмором пишет в 1889 г. о героине своей повести «Кресси»: «Что ни делай, а мои персонажи не хотят вести себя так, как им следовало бы. Сколько я ни растолковываю им, чего от них ждет добродетельный читатель, они не обращают на меня никакого внимания. Даже Кресси — а уж как я нянчился с ней! — скрылась в последний момент со страниц моей повести с человеком, с которым я едва успел ее познакомить».
Повести «Степной найденыш» (1891), «Сюзи» (1893) и «Кларенс» (1895) образуют трилогию. Это история жизни Кларенса Бранта от переселения его еще мальчиком в составе партии в Калифорнию до службы в качестве офицера армии северян, убежденного и активного борца с рабовладельческим Югом.
Писатель хотел напомнить своим соотечественникам о недавнем героическом времени гражданской войны, разъяснить им, «что в их истории является подлинно великим и сильным». Самой удачной в трилогии является повесть «Степной найденыш» — «хроника детских лет Кларенса Бранта», мужественного подростка, независимого и гордого, умеющего любить и делать добро. В злоключениях мальчика, пересекающего Великую прерию по пути на запад, отразились личные впечатления автора, прекрасное знание им мест, быта и характера старателей.
Новое американское поколение литераторов, вышедших в основном из народных слоев, видит в Брете Гарте одного из своих наставников и по-новому оценивает его вклад в американскую литературу.
На русский язык переведены рассказы Брета Гарта, стихи и баллады, романы «Габриел Конрой», повести «Кресси», «Степной найденыш», «Сюзи», «Кларенс». Русскому читателю небезынтересно знать, что в одной из своих баллад, «Консепсьон де Аргельо», Брет Гарт рассказал о русском дипломате графе Резанове, который прибыл в Сан-Франциско для важных государственных переговоров с испанскими властями и полюбил дочь коменданта крепости — юную Кончиту. Резанов был образованным и дальновидным послом, видел выгоду Российского государства во владении «лутчим кряжем земли» и сокрушался по поводу равнодушия русского правительства к положению русской колонии. Он намеревался по возвращении в Калифорнию с договором, подписанным государем, обвенчаться с дочерью коменданта. Но на пути в Россию он погибает. Кончите, не дождавшись своего возлюбленного, уходит в монастырь. Только через 40 лет она узнает о гибели Резанова. В наше время эту романтическую историю воскресил театр «Ленком» в спектакле «Юнона» и «Авось».
Добавить комментарий