Нагибин Юрий Маркович
(1920-1994) российский писатель
В эпоху Просвещения, таких людей, как Юрий Маркович Нагибин, называли энциклопедистами: ведь он был не только писателем, но и прекрасным художником, поэтом, публицистом. Он совмещал в себе столько разных качеств и так остро чувствовал свою ответственность перед миром, что, как говорят в наше бурное и динамичное время, прожил свою жизнь, сгорев без остатка.
Юрий Нагибин как раз относится к тем мастерам слова, которые не находят себе покоя, постоянно ищут все новые и новые сферы применения своих творческих возможностей. Но в его огромном творческом наследии все-таки главными остаются рассказы о природе. Причем он и здесь шел своим путем, не повторяя достижений своих именитых предшественников — Константина Паустовского и Михаила Пришвина. Правда, как и Паустовский, Нагибин чаще всего рассказывал о красотах Мещерского края, который стал для него символом среднерусской природы.
Юрий Нагибин родился в Москве в интеллигентной семье. Его отец стал жертвой сталинских репрессий, и мальчика воспитал отчим. Позже, уже в начале пятидесятых годов, Нагибин рассказал о судьбе отца в повести «Встань и иди». Он написал ее по зову сердца и, как это принято говорить в писательской среде, «в стол», не надеясь на публикацию. Но в 1987 году Юрий Нагибин все-таки сумел напечатать эту повесть-исповедь сына перед памятью отца. Он с горечью напишет о том, что не смог понять до конца самого близкого человека, стесняясь своего прошлого.
Биография Юрия Марковича Нагибина — это и биография его поколения, которое воспринимало мир как данность, не всегда задумываясь об истинных причинах вещей. Когда пришло время, он начал учиться медицине, а затем сценарному мастерству. Во время Великой Отечественной войны Нагибин стал политработником, потом корреспондентом газеты «Труд».
В 1939 году в журнале «Огонек» появился его первый рассказ «Двойная ошибка», но профессиональным писателем он стал после окончания войны. «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах, и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом», — позже писал Нагибин в автобиографии. Действительно, события этого времени станут содержанием многих произведений писателя — «Ранней весной» (1957), «Павлик» (1958), «Гибельпилота» (1964), «Дело капитана Соловьева» (1969).
После войны Юрий Маркович Нагибин несколько лет работал в журналистике, много ездил по стране, в основном по сельской местности. Еще в детстве ему запали в душу впечатления от одного лета, проведенного в деревне, когда он стал невольным свидетелем раскулачивания близких ему людей. Да и послевоенная деревня жила трудно и бедно, не зная достатка, не говоря уж о богатстве. Трудная судьба сельчан станет сюжетом горьких и в то же время предельно достоверных фильмов, снятых по его сценариям, — «Председатель», где в главной роли снимался М. Ульянов, и «Бабье царство».
Юрий Нагибин был профессиональным киносценаристом. Он часто писал сюжеты будущих фильмов на основе своих произведений и стал автором около сорока сценариев. Среди них не только остросоциальные картины, но и биографические фильмы — «Чайковский» (1970), «Ярослав Домбровский» (1976), «Дерсу Узала», сценарий которого он написал совместно с японским режиссером Акирой Куросавой. Тонкой и хрупкой детской психологии посвящена картина «Девочка и эхо» (1965), сценарий которой был также написан в соавторстве.
Множество картин, которые были сняты по сценариям Юрия Марковича Нагибина, получали призы международных кинофестивалей, хотя советская критика практически не писала об этом. Причин было несколько. В 1966 году Нагибин поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, что вызвало недовольство властей и руководства Союза писателей СССР. Поэтому его произведения подвергались резкой критике, а некоторые просто не доходили до читателей.
Была и другая причина, почему Нагибин не входил в число видных и преуспевающих советских писателей. Он в основном писал о природе, а эта тема интересовала немногих, хотя его рассказы поднимали важные жизненные проблемы. Еще в 1955 году Нагибин написал рассказ «Зимний дуб», в котором сумел поставить сразу несколько вопросов: о взаимоотношениях людей с природой, об истинных и мнимых ценностях, о значимости душевного равновесия внутри каждого человека.
Юрий Маркович Нагибин любил природу не абстрактной любовью. Он часто выезжал в леса, был страстным охотником. Свои впечатления он и описывал в сборниках рассказов «Зимний дуб», «Скалистый порог», «Ранней весной», «Остров любви», «Берендеев лес» и многих других. Они отличаются вниманием к повседневному, привычному и обыденному.
Обычно писатель тщательно продумывал сюжет и структуру своих произведений, а потом записывал уже окончательный вариант. Он мог в дальнейшем осуществить только стилистическую и редакторскую правку, но практически не менял их основную форму и расстановку характеров.
Особое место в творчестве Юрия Нагибина занимали произведения о детстве и юности: «Чистые пруды» (1962), «Переулки моего детства» (1971), «Лето» и «Школа» (1968—1975). Последние три цикла составили «Книгу детства». Писателю удалось проникнуть в психологию растущего сознания, он не только показал изменение отношения к миру, но и выступил продолжателем традиций классической автобиографии, показав разные состояния своего героя. По мере взросления героя его связи с миром расширялись, и в произведении появляется все большее количество действующих лиц, среди которых оказываются и значимые исторические фигуры. Известно, что ранние произведения Нагибина рассматривали в рамках продолжения писательской традиции А. Платонова, который был другом семьи.
Но главным героем городской прозы Нагибина остается Москва, город, где он прожил практически всю свою жизнь и который считал своей единственной привязанностью, хотя объездил весь мир, кроме Южной Америки. Нагибин Юрий Маркович был блестящим знатоком истории улиц, переулков и площадей Москвы. Не случайно последней его книгой стал «Всполоный звон», посвященный родному городу.
Работа в мемуарном жанре требовала от писателя хорошего знания отечественной и мировой истории. Он часто использовал исторические сюжеты и факты в своих произведениях. Правда, перед нами скорее психологическое видение истории. Исторические факты служат для писателя основой для художественной фантазии, где преобладает личностное отношение к событиям прошлого. Нагибина больше интересуют не исторические явления, а его участники, такие, как протопоп Аввакум, Бах, Гёте, Рахманинов, Хемингуэй. Логическим завершением его интереса к этим выдающимся личностям стали посвященные им учебные передачи. Обычно Нагибин сам подбирал и место проведения съемок. Так, передача о поэте Иннокентие Анненском была снята в Царском Селе. Она была построена как непринужденный диалог ведущего со зрителем.
Не случайно Юрий Маркович Нагибин постоянно подчеркивал, что его книги — это его жизнь. В них он радовался, переживал и любил. Вот эту полноту жизни он и стремился передать своему читателю. Одним из выражений подобного мироощущения стал пересказ сказки «Бемби» австрийского писателя Ф. Зальтена.
Личная жизнь Юрия Нагибина, так же как и его творчество, складывалась непросто. Он был шесть раз женат, в том числе и на Белле Ахмадулиной. Юрий Маркович Нагибин говорил, что каждая из женщин вносила в его жизнь что-то особенное, и с каждой он был по-своему счастлив. Последняя жена писателя — Алла Григорьевна, переводчица по профессии, — стала и хранительницей его наследия. Они были счастливы почти двадцать пять лет, и свою любовь к ней Нагибин выразил в романтической сказке «Рассказ синего лягушонка».
Добавить комментарий