Островский Александр Николаевич
(1823-1886) русский драматург, театральный деятель
Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье, в семье чиновника. Мать происходила из бедного духовенства, отличалась красотой и высокими душевными качествами. После ее смерти в 1831 году мачеха Островского заботилась о своих детях и пасынках и дала им хорошее домашнее образование.
В 1840 году Александр Островский окончил образцовое в то время среднее учебное заведение — 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. Затем три года он учился на юридическом факультете Московского университета. Еще в гимназии Островский увлекся литературой, а в студенчестве стал страстным театралом. Поэтому он оставил занятия в университете, по настоянию отца в 1843 году поступил канцеляристом в Московский совестный суд, в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы заниматься только литературой. Но годы работы в суде обогатили жизненный опыт Островского, дали ему знание быта, психологии, языка мещанско-купеческой Москвы и чиновничества. В эти же годы Александр Островский пробует себя в разных областях литературы: пишет стихи, очерки, пьесы. Началом своей профессиональной деятельности он считал пьесу «Семейная картина» (1847), которую с успехом прочитал в доме профессора и литератора С.П. Шевырева.
Следующую пьесу — «Свои люди — сочтемся» (1849) — к постановке не допустили, а автор был отдан под негласный надзор полиции. Успех этой пьесы завершает первый этап творчества Александра Николаевича Островского (1847—1851) — этап поисков своего пути.
Участие в издании журнала «Москвитянин», издаваемого М.Н. Погодиным, открывает новый период его творческой жизни (1852—1854).
В середине 40-х годов он вступает в гражданский брак с Агафьей Ивановой, которая оставалась с драматургом до своей смерти в 1867 году. Хотя она была малообразованной женщиной, но женой стала замечательной: она обладала умом и тактом, прекрасно пела, и ее роль в творческой жизни Островского значительна. В 1869 году драматург женился на актрисе Малого театра Марии Васильевой, которая привыкла жить широко. Это крайне осложняло жизнь Александра Островского, который долгие годы существовал на грани нищеты. Он постоянно нуждался в деньгах, добывал средства на жизнь тяжелым литературным трудом. Но Островский всегда был готов помочь нуждающимся людям. Эта отзывчивость и чуткость к бедам и страданиям других людей нашла отражение и в общественной деятельности драматурга.
Он был одним из основателей «Литературного фонда», инициатором создания «Артистического кружка» — клуба и своеобразной школы русского актерства, «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов», которое оказывало им материальную поддержку. Поскольку государство не оказывало никакой поддержки русскому театру, Александр Николаевич Островский имел основание впоследствии сказать: «Другие искусства имели школы, академии, высокое покровительство, меценатов... у русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита». В этот период им были написаны пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
В предреформенный период (1855—1860) окончательно складывается мировоззрение писателя. Он сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Последний, пореформенный период творчества (1861—1886) отличается тем, что Островского волнуют вопросы о путях развития России, его интересует все больше областей современной жизни.
Бытовые темы из жизни купечества сменяются циклом пьес «из жизни захолустья»; исторические пьесы, сатирические комедии, фантастическая «Снегурочка» и разрабатываемая психологическая драма — все это новые направления, сложившиеся в творчестве писателя в пореформенный период.
«Снегурочка» занимает особое место и среди произведений Александра Островского, и в русской драматургии вообще. Написанная на сюжет народных сказок и задуманная как веселое праздничное представление, в процессе создания она изменилась. В этой пьесе заключен обобщенный «мир Островского», который в символической и фольклорной форме передает авторское представление о национальной жизни.
Становление русской драмы было связано с поисками героя, способного вызвать сочувствие зрителя, вступить в драматическую борьбу. Но Александр Николаевич Островский не мог найти такого героя. Главными действующими лицами его пьес были дельцы, циники, прожигатели жизни — либо бессильные идеалисты. Тогда Островский выводит на первое место женщину и привлекает внимание зрителей к чувствам своих героинь. А это лежит в основе психологической драмы. Так были созданы известные шедевры: «Гроза» (1859), «Бесприданница» (1879), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884).
Создав целый репертуар для русского театра (почти 50 пьес), Александр Островский стремился к тому, чтобы пополнить его лучшими зарубежными пьесами. Он перевел двадцать две пьесы, помогал начинающим драматургам. Островский мечтал о создании народного театра, который будет правдиво проповедовать гуманные идеалы. На основе русской жизни он создал национальный вариант классической европейской драмы.
Умер Александр Николаевич Островский, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».
Добавить комментарий