Панфилов Глеб Анатольевич
(род. в 1934 г. ) российский режиссер и сценарист
Сегодня Глеба Панфилова называют одним из интереснейших режиссеров, фильмы которого пользуются неизменным успехом у зрителей. В кино он пришел уже достаточно взрослым и сложившимся человеком.
Закончив Уральский политехнический институт, Глеб Панфилов работал на заводе, потом пришел на Свердловское телевидение, где снял ряд фильмов, в частности документальную ленту «Вставай в наш строй» и художественную картину «Дело Курта Клаузевица».
Постепенно появился опыт и профессиональные навыки, но знаний все равно не хватало. В 1960 году Панфилов поступил на операторский факультет ВГИКа, а после его окончания обучался еще и на Высших режиссерских курсах. Основным местом работы он избрал киностудию «Ленфильм», откуда в 1976 году перешел на «Мосфильм».
Уже первый художественный фильм Глеба Анатольевича Панфилова «В огне брода нет» (1968) стал заметным явлением среди отечественных фильмов, посвященных Гражданской войне. По стилистике он близок к картине «Гори, гори, моя звезда» (1970), в которой речь также идет о судьбе художника в сложной ситуации. Как и герой Табакова, исполнительница главной роли в фильме Панфилова И. Чурикова показывает, что каждый человек сам выбирает свою судьбу.
Несмотря на известную мифологизацию событий двадцатых годов, отличавшую культуру тех лет, Глеб Панфилов в условно-притчевой манере сумел передать свой взгляд на самые сложные, драматические явления XX века и показать бессмысленность и даже ненужность подвига во имя ложной идеи. С этого времени все работы режиссера будут отличаться собственной позицией, которая не всегда совпадала с официальной.
Очень сложно определить жанр следующей картины Глеба Анатольевича Панфилова — «Начало» (1970). В ней есть элементы комедии, мелодрамы и даже трагедии. Наивность и незащищенность героини вступает в резкий конфликт с прагматизмом и цинизмом главного героя. Исследуя нравственные качества персонажей, режиссер неизменно отдает предпочтение их главным душевным свойствам: честности и принципиальности. Не случайно характер героини Чуриковой дополняется внутренними свойствами другого персонажа — Жанны д Арк, которую должна сыграть ее героиня.
При этом конкретная ситуация вновь облекается в условную, мифологическую форму, где современные проблемы решаются через исторический и философский подтекст. Эпизоды прошлого помогают глубже понять внутреннюю драму героев и перейти к нужным для автора обобщениям. В данном случае сопоставление прошлого и настоящего дает режиссеру возможность представить разные типы личности, действующие в истории.
В центре картин Глеба Панфилова всегда находится яркая, незаурядная личность, причем часто творчески одержимая. Успех его картин во многом держится на игре актеров. Режиссер всегда очень тщательно подбирает исполнителей, которые, как правило, переходят из одной его картины в другую.
Фактически все фильмы Глеба Панфилова посвящены острым злободневным проблемам. Критика очень неодобрительно встретила его фильмы «Прошу слова» (1975) и «Тема». Они не сразу вышли на экраны, несколько лет пролежали на полке, хотя первая картина была удостоена премии фестиваля в Карловых Варах.
В обеих лентах Глеб Анатольевич Панфилов продолжает анализировать внутренний и внешний мир своих героев. При этом он постепенно все большее внимание уделяет изобразительной стороне решения нравственной проблематики картин.
Глеб Панфилов — сюжетный режиссер, поэтому часто использует резкие переходы от одной сцены к другой, строит повествование на контрасте. Он великолепно умеет строить крупные и общие планы, добиваясь особой выразительности с помощью их постоянного чередования. Особое внимание в своих картинах режиссер уделяет музыке.
Главной актрисой Панфилова стала его жена И. Чурикова. До их встречи она уже была достаточно известной актрисой. Но Глеб Панфилов сумел полнее раскрыть ее актерское дарование, показать внутреннюю красоту, ее умение играть сложные драматические роли. В 1981 году она сыграла острохарактерную роль в фильме «Валентина» (по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»), а в 1983 году — главную роль в картине «Васса» (по пьесе Максима Горького «Васса Железнова»). Последняя работа была отмечена главной премией Московского международного кинофестиваля и получила Государственную премию СССР. Здесь также впервые сыграл сын Панфилова и Чуриковой Иван. Правда, он выступил в роли внука главной героини.
Позже Глеб Анатольевич Панфилов снова вернется к Горькому и снимет фильм по его роману «Мать» (1989). Занимаясь экранизацией произведений Горького, режиссер получил возможность проявить свойственное ему эпическое мышление. Несмотря на отдельные неточности в отражении бытовых сторон, он все-таки сумел глубоко проникнуть в дух эпохи.
В последние годы режиссер работал над картиной «Романовы: венценосная семья». Подготовительная работа продолжалась девять лет. Во время съемок фильма «Мать» Панфилов познакомился с записками следователя, который вел дело царской семьи.
После двухлетней работы в архивах был готов сценарий. Глеб Панфилов и в этой картине остался верен себе. Его интересуют не столько общественные явления, сколько связанное с ними психологическое состояние и взаимоотношения героев.
Художник-постановщик картины — старший сын режиссера Анатолий Панфилов — выступил и в роли реставратора. Так, только по двум фотографиям был воссоздан кабинет Николая II в Екатерининском дворце. Чешские ткачихи изготовили для него обивку диванов. Сейчас эти уникальные декорации переданы в музей Екатерининского дворца.
Вначале предполагалось, что в главной роли царицы Александры Федоровны выступит Инна Чурикова, но она отдала эту роль английской актрисе Линде Беллингэм, поскольку жена Николая была наполовину англичанкой. Однако другие роли в этой картине играют известные российские актеры.
Добавить комментарий