Пастернак Борис Леонидович
(1890-1960) русский прозаик, поэт, переводчик, мемуарист
Борис Леонидович Пастернак был щедро одарен от природы. С детства его основными увлечениями были музыка, поэзия и рисование. Он воспитывался в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, известным художником-иллюстратором и портретистом.
Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от музыкальной карьеры и занималась воспитанием детей. В семье было два сына и две дочери. Несмотря на скромный достаток, она устроила в своем доме своеобразный литературно-художественный салон, где бывали Ге, Рахманинов, Рильке, Серов, Скрябин, Толстой.
Борис Леонидович Пастернак начал заниматься литературой в 22 года. К этому времени он успел попробовать свои силы в сочинении музыки, блестяще закончил философское отделение историко-филологического факультета университета.
Вернувшись в 1912 году в Москву после стажировки в Марбургском университете и короткой поездки в Италию, Пастернак вошел в группу «Лирика», которая занимала промежуточное место между символизмом и футуризмом. В1914 году он завершает свою первую книгу «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров».
Название второй книги как бы определило творческое кредо поэта. Он не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группировок, хотя симпатизировал и немного подражал Блоку, был знаком с Маяковским, который какое-то время был его другом и литературным соперником.
Уже в ранних стихах Борис Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся поэтической системой. Об этом, в частности, писал в своем критическом отзыве основатель символизма Валерий Брюсов. Пастернаковские стихи причудливы, наполнены различными ассоциациями, построены на впечатлениях автора, необычны по образам, сложны по языку.
Вместе с тем, если воспользоваться выражением Осипа Мандельштама, поэт отразил «шум времени», воплотил в своих стихах вещественный мир, новинки техники, шумы трамваев, поездов, велосипедов. При этом его стихам всегда присущ внутренний динамизм и свежесть восприятия — «у капель тяжесть запонок», «песни колотой куски». Не случайно поэтесса Марина Цветаева назвала пастернаковскую поэзию «световым ливнем», «сквозняком», «разгадкой».
Летом 1917 года Борис Пастернак начинает работать над третьей книгой — «Сестра моя жизнь», которую публикует в 1922 году. В ней отразилась атмосфера революционных перемен. Книга явилась переходной в творчестве поэта, а когда в 1923 году Пастернак опубликовал другой свой сборник стихов «Темы и вариации», его стали называть одним из первых поэтов России.
В это же время происходят перемены в его личной жизни: его родители и сестры эмигрируют в Европу, а сам он женится на художнице Евгении Лурье, и у него рождается сын.
Борис Леонидович Пастернак занимается и прозой. В 1922 году он пишет повесть «Детство Люверс», где повествование ведется от лица девочки-подростка, потом историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925—1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926—1927), а затем свои личные воспоминания — под названием «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956-1957).
Переход от лирической тональности ранних стихов к произведениям эпического характера был связан со стремлением Пастернака отразить судьбу своего поколения. С конца двадцатых годов поэт начал сочинять повесть под условным названием «Революция» — о жизни и смерти, о судьбе своего поколения. Повесть должна была стать частью большого романа. Мысль о романе-эпопее преследовала поэта многие годы, и только в конце жизни, Борис Пастернак реализовал эту идею, создав роман «Доктор Живаго».
Судьба писателя развивалась сложно и противоречиво. Несмотря на то, что о нем говорили как о ведущем советском поэте, он не писал стихов о рабочем классе и в течение восьми лет не печатал оригинальных произведений, занимаясь переводами английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими, хотя, например, Корней Чуковский считал, что в «Гамлете» Пастернак выразил больше себя, чем Шекспира.
В личной жизни поэта произошли новые изменения: он развелся и женился на Зинаиде Нейгауз, которая ради него оставила своего мужа — Станислава Нейгауэа, известного музыканта. От второго брака у Бориса Пастернака рождается еще один сын.
Несмотря на то, что новые произведения поэта отличаются от его раннего творчества большей философской глубиной и простым языком, читатели не признают их. В этой сложной для себя обстановке, Борис Леонидович Пастернак пишет свой знаменитый роман «Доктор Живаго». В нем писатель выразил отрицательное отношение к революции, к социальным экспериментам. Он публикует роман в Италии в 1957 году, а к концу 1958 года книга переводится на 18 языков.
В СССР роман «Доктор Живаго» признали антисоветским, и началась травля писателя, которая усилилась еще больше после того, как ему присудили Нобелевскую премию по литературе. Эта высокая награда стала признанием большого таланта Пастернака и его неравнодушного отношения к жизни.
Добавить комментарий