Паулс Раймонд Волдемарович

(род. в 1936 г. ) латвийский композитор, пианист и дирижер

Биография композитора не изобилует большими и громкими событиями. Он родился в рижском предместье Илгюциемс. Его отец был стеклодувом и работал на местном стекольном заводе, а мать вела домашнее хозяйство. Музыкальные способности Раймонда проявились в раннем детстве.

Когда ему исполнилось пять лет, его приняли в специализированный детский сад, открывшийся при Рижском музыкальном институте. Раймонд Паулс проучился в нем чуть больше двух лет, но с приходом советской власти институт закрыли и сад ликвидировали. Однако Раймонд продолжал заниматься музыкой с частными педагогами.

Когда началась война, семья покинула Ригу и перебралась к родителям матери в деревню Видрижи, расположенную на берегу реки Гауя, где прожила до 1943 года, а затем вернулась обратно. Раймонд начал учиться в школе и снова стал заниматься музыкой. Теперь его педагогом становится П. Травинь, муж известной оперной певицы Р. Травини.

Они посоветовали отцу отвести Раймонда  в музыкальную школу имени Э. Дарзиня при Латвийской консерватории. Приемная комиссия подтвердила одаренность мальчика, и его приняли в класс фортепиано. Правда, в течение некоторого времени Раймонду пришлось заниматься по индивидуальной программе, чтобы догнать своих сверстников.

В это время мальчик впервые пробует сочинять музыку. По просьбе руководителей школы он пишет музыку к спектаклям школьного театра, одновременно начинает брать уроки игры на фортепиано у пианистки и педагога О. Боровской, которая в свое время училась у Сергея Рахманинова. Боровская сумела развить исполнительские качества Раймонда. После их занятий он впервые ощутил себя музыкантом.

В 1949 году Раймонд Волдемарович Паулс заканчивает среднюю школу и продолжает заниматься в специализированном классе музыкальной школы имени Дарзиня. А в свободные вечера он выступает в школах и на танцевальных площадках, помогая семье заработками.

Во время одного из концертов Паулс познакомился с известным латышским скрипачом и саксофонистом Д. Кушкисом. Тот сразу же оценил дарование молодого музыканта и пригласил его к себе в ансамбль. Совместная работа стала школой практического мастерства. Паулс впервые начинает играть джаз и открывает в себе качества импровизатора.

В школе он учился одновременно со многими будущими знаменитостями — А. Баумане, М. Лиепой, Х. Ритенбергсом. Летом 1953 года он заканчивает музыкальную школу и подает документы в Латвийскую консерваторию. Блестяще сдав вступительные экзамены, Раймонд Паулс становится студентом фортепианного класса профессора Г. Браунса.

Одновременно с учебой в консерватории он продолжает выступать с ансамблем Кушкиса, работает концертмейстером на Латвийском радио, играет в ресторанах и на танцевальных площадках.

В 1957 году в жизни Раймонда Паулса начинается новый этап. Он становится солистом только что созданного Рижского эстрадного оркестра, которым руководил известный джазовый музыкант Р. Оре. В оркестре впервые прозвучали сочинения самого Паулса, дебютом стала песня на стихи А. Круглиса «Зимний вечер». После одного из концертов его пригласили на Латвийское радио, где песню записали для эфира. Так к нему пришла известность.

Работая на радио, Раймонд Паулс познакомился с известным латышским певцом Э. Звеей, и тот привел его в Рижский театр оперетты. Там Паулс начал как аранжировщик музыки, но вскоре его песни зазвучали в концертах самого Звеи и других латышских певцов.

В 1958 году Раймонд Волдемарович Паулс заканчивает консерваторию и принимает участие во Всесоюзном конкурсе концертмейстеров, став лауреатом.

Руководство консерватории предложило ему продолжить обучение в аспирантуре Ленинградской консерватории. Но он отказался, так как не мог оставить работу в Рижском эстрадном оркестре. Раймонд Паулс много гастролирует, записывает программы на радио. Во время поездки в Одессу он познакомился с русской девушкой Светланой Епифановой, и вскоре она стала его женой.

Работа в ресторанах привела к тому, что у Паулса начал развиваться алкоголизм. После одного из запоев его уволили из филармонии. Он становится руководителем самодеятельного оркестра в Доме культуры трудовых резервов.

В течение нескольких месяцев ему пришлось лечиться от алкогольной зависимости в специализированной больнице в городе Олайне. Со временем он понял, что пристрастие к алкоголю не приведет ни к чему хорошему, но изменить жизнь оказалось непросто. В конце концов Раймонд Паулс избавился от пагубных пристрастий. Сам композитор говорит, что его спасло рождение дочери Анете.

Он начинает писать музыку к театральным спектаклям. По приглашению режиссера А. Яунушанса пишет музыку к пьесе П. Петерсона «Мне тридцать лет». Премьера спектакля стала событием, а прозвучавшая в нем «Песня о кривом огурце» стала гимном латышской интеллигенции.

Раймонда Паулса вновь начинают приглашать в рижские театры, наиболее длительным и разноплановым оказалось сотрудничество с Рижским театром кукол. Он написал музыку к нескольким спектаклям, а потом сделанные по ним монтажи вышли на пластинках. В 1964 году Рижский театр кукол становится лауреатом Всесоюзного театрального смотра, а музыка Паулса была отмечена специальным призом.

На следующий год композитора вновь пригласили в Рижский эстрадный оркестр, теперь уже на должность руководителя. Паулс обновляет репертуар оркестра, и его концерты теперь идут с постоянными аншлагами. Тогда он и написал свои первые шлягеры «Мы встретились в марте» и «Зимний вечер». В те же годы, Раймонд Паулс начинает работать над камерными и хоровыми сочинениями. 27 ноября 1968 года в зале Большой Гильдии состоялся первый авторский концерт Паулса. Он прошел с огромным успехом. Правда, латышская пресса не поместила ни одной статьи об этом событии. И тем не менее на композитора посыпались приглашения со всей страны, только за один год он дал 90 концертов.

Только теперь, Раймонд Волдемарович Паулс решил продолжить образование и в течение нескольких лет занимался в Латвийской консерватории под руководством известного композитора Я. Иванова. К началу 70-х годов он уже становится самым известным композитором в Латвии.

Одновременно Раймонд Паулс начинает работать в кино, его дебютом становится музыка к двухсерийной документальной картине «Двести тридцать пять миллионов», посвященной 50-летию СССР.

Всесоюзная слава пришла к Раймонду Паулсу в 1975 году. Его песня «Листья желтые» была выпущена на пластинке фирмой «Мелодия» и сразу же стала всенародным шлягером. Благодаря его песням обрели популярность несколько молодых исполнителей: Яак Иоала, который исполнял его песню «Подберу музыку», и Николай Гнатюк с песней «Танец на барабане».

Раймонд Паулс постоянно обновляет программу оркестра: выступает с аранжировками латышских народных песен, импровизациями на темы революционных песен. Ансамбль становится самым популярным латышским коллективом, а сам Паулс наконец получает официальное признание. Ему присуждают премию ЦК комсомола Латвии.

Однако музыкант не мог смириться с тем, что его оркестр находится под жестким контролем, он отказывается от должности руководителя и организует собственный ансамбль — ВИА «Модо». Ему удается найти помещение — обширный заброшенный подвал в старой Риге, который он отделывает на деньги, полученные за музыку к фильмам «Слуги дьявола» и «Слуги дьявола на чертовой мельнице». Теперь у нового ансамбля появляется свой репетиционный зал.

Вначале музыканты выступали в клубах и дворцах культуры, записывали композиции на студии грамзаписи. В ансамбле Паулса сделали первые шаги будущие известные исполнители — Н. Бумбиере, М. Вилцане, О. Гринберге, В. Лапченокс.

В 1974 году ансамбль «Модо» становится лауреатом международного фестиваля «Люди и море» в Ростоке. Раймонд Волдемарович Паулс здесь выступал и как гость, и как член жюри. В 1975 году дуэт Н. Бумбиере и В. Лапченокса получает почетную награду на международном фестивале в Сопоте. Тогда же Паулс знакомится с известной певицей Ириной Понаровской, которая включает его песни в свой репертуар.

Пожалуй, самым плодотворным периодом в жизни Раймонда Паулса стали семидесятые годы. Но в то же время он ощущал постоянную настороженность официальных инстанций. На конкурсах его ансамбль получал только последние места, хотя члены жюри неоднократно говорили маэстро, что награда не соответствует уровню награжденных. Популярность же Раймонда Паулса как композитора продолжала расти, а его творческая палитра — расширяться.

На Рижской киностудии одна за другой ставились картины, а в театрах Латвии шли спектакли с музыкой Паулса, многие его песни становились шлягерами. Своеобразным этапом в жизни композитора стала премьера мюзикла «Сестра Кэрри» по роману Теодора Драйзера.

После премьеры критики писали, что Раймонд Волдемарович Паулс своим творчеством встал в один ряд с Л. Бернстайном и Ф. Лоу. По мотивам мюзикла была сделана киноверсия, удостоенная в 1979 году главного приза «Золотая антенна» на конкурсе музыкальных телевизионных фильмов в рамках Сопотского фестиваля.

Позже Раймонд Паулс признавался, что работа над мюзиклом помогла ему преодолеть своеобразный внутренний барьер: он понял, что может создавать произведения крупной формы. Вслед за «Сестрой Кэрри» появляются композиции «Бранд» по пьесе Г. Ибсена и «Шерлок Холмс» по рассказам А. Конан Дойля.

В том же 1979 году композитора пригласили на Латвийское радио главным режиссером и дирижером. Он часто ездил в Москву, где работал в жюри различных конкурсов.

Со временем Раймонд Волдемарович Паулс начинает писать для ведущих исполнителей современной эстрады. С легкой руки Ильи Резника на него обратила внимание Алла Пугачева. С 1980 года наступает длительный период их сотрудничества, для нее композитор написал свои самые известные шлягеры «Маэстро» и «Миллион алых роз». С песни «Маэстро», которую Пугачева впервые исполнила на «Голубом огоньке» в 1981 году, и начался оглушительный успех их дуэта.

После премьеры картины «Долгая дорога в дюнах» Пугачева стала исполнять «Песню на бис», в основе которой лежала главная музыкальная тема картины. В те годы творческое сотрудничество Паулса и Пугачевой вызывало много слухов, их отношения воспринимались не иначе как «пылкий роман».

Раймонд Паулс часто аккомпанировал Пугачевой, а после триумфального выступления на сцене московского Театра эстрады они совершают гастрольную поездку по России. В течение всех восьмидесятых годов Паулс и Пугачева регулярно выступают с совместными концертами.

Его песни начинает исполнять и В. Леонтьев. Для него композитор переработал музыку к мюзиклу «Сестра Кэрри» в эстрадное представление «Звезда Кэрри».

В 1985 году Раймонд Паулс отмечает свое пятидесятилетие. К этой дате были приурочены авторские концерты с различными музыкальными коллективами. Когда впервые прозвучала программа песен для хора мальчиков, написанная для воспитанников детской музыкальной школы имени Дарзиня.

Работа с хором стала новым этапом в жизни композитора. Паулс организовал детский ансамбль «Дзегузите» — «Кукушечка», с которым стал выступать на концертах. Так появилась песня «Дедушка с бабушкой», ставшая в Латвии шлягером. Затем Паулс написал рок-оперу «Маленький пастушок» и поставил ее с ансамблем.

В конце 1987 года в Москве состоялся концерт Раймонда Паулса — его совместная программа с Лаймой Вайкуле. С этого времени композитор надолго исчез из поля зрения российских слушателей.

В 1988 году его назначили художественным руководителем Латвийского радио. В то время он подготовил еще одну концертную программу, основанную на мелодиях тридцатых годов. Первое отделение было составлено из мелодий Г. Миллера, во втором звучали популярные шлягеры рижских авторов. Тогда и началось сотрудничество Паулса с популярнейшим латышским композитором Э. Розен-штраухом. На протяжении почти пятидесяти лет это имя замалчивалось, а самому композитору не давали возможности исполнять свои новые произведения, хотя они становились в Латвии народными песнями. Для латышей Розенштраух является такой же знаковой фигурой, как для русских слушателей В. Высоцкий. В нарушение всех запретов и предписаний Раймонд Паулс разыскал Розенштрауха и предложил ему совместное выступление. 3 мая 1988 года в Риге состоялся их концерт, который стал событием в истории латвийской культуры.

В конце восьмидесятых годов Паулс выступил с новой инициативой: он предложил проводить песенные фестивали молодых исполнителей в Юрмале. Эти фестивали стали первой ступенькой в карьере многих талантливых певцов.

С 1989 года Раймонд Волдемарович Паулс начинает заниматься политикой, вступает в Народный фронт Латвии, и после объявления независимости страны его назначают министром культуры. К этому времени он уже имел опыт руководящей работы: в течение нескольких месяцев он был председателем Комитета Латвийской ССР по культуре.

На посту министра Раймонд Паулс совершил несколько принципиальных ошибок. Он слишком решительно взялся за проведение реформ, не всегда понимая их специфику. В частности, 16 апреля 1992 года он подписал приказ о реорганизации Латышского молодежного театра, в результате чего была ликвидирована русская труппа театра, а ее главному режиссеру А. Шапиро пришлось покинуть Латвию. В 1993 году Паулс добровольно ушел в отставку. После этого он еще какое-то время занимался политической деятельностью, даже баллотировался в латвийский Сейм, но в конце концов понял, что политика и творчество несовместимы. Правда, на выборах президента Латвии его кандидатура рассматривалась как вполне реальная, но он сам снял ее.

Сейчас композитор живет и работает в Риге. Большую часть времени они с женой проводят в своем доме на Белом озере. Их дочь Анете закончила факультет журналистики и работала на Латвийском телевидении, потом некоторое время жила в Дании вместе с мужем — одним из директоров авиакомпании SAS. Теперь их семья переехала в Санкт-Петербург. Вместе с Раймондом Паулсом живет его сестра Эдите, известный художник по гобеленам.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!