Петров Андрей Павлович

(род. в 1930 г. ) русский композитор

Андрей Павлович Петров родился в Ленинграде, в обычной интеллигентной семье. Во время войны он был эвакуирован в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Впоследствии военное детство во многом отразится в его творчестве. Вернувшись после войны в родной город, Петров заканчивает Ленинградскую консерваторию по классу композиции у О. Евлахова. Уже тогда в его творчестве четко выявилось два направления — симфоническое и песенное. Но композиторской деятельностью Андрей Петров занялся не сразу. Первые годы после окончания консерватории он работал преподавателем в музыкальной школе, а затем — сотрудником журнала «Музыка».

Известность Андрею Павловичу Петрову принесли песни, ставшие своеобразным символом времени, точно выражавшие его эмоциональную атмосферу, — «Песня о друге» (из фильма «Путь к причалу», слова Г. Поженяна, 1961), «Я шагаю по Москве» (из одноименного фильма, слова Г. Шпаликова, 1962), «На кургане» (из фильма «Принимаю бой», слова Ю. Друниной, 1963), «А люди уходят в море» (слова Ю. Панкратова, 1965), «Песня о моей стране» (слова Г. Горбовского, 1972) и другие. Многие из них стали известны после выхода на экраны кинофильмов или войдя в репертуар известных исполнителей.

Всего Андрей Петров написал музыку более чем к шестидесяти фильмам, в том числе к двадцати лентам Г. Данелии, Р. Быкова и Э. Рязанова. Его дебютом в кинематографе стала музыка к картине «Человек-амфибия», ставшей культовым фильмом первой половины шестидесятых. Аналогичная судьба была и у следующей работы Петрова — музыки к фильму «Путь к причалу». А картины «Я шагаю по Москве» и особенно «Берегись автомобиля» сделали и его самого популярной фигурой среди зрительских масс.

Начиная с шестидесятых годов Андрей Петров сочетает творческую и общественную деятельность. В 1964 году он становится председателем правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР.

К своей популярности как композитора-песенника, а не автора симфоний и балетов, Андрей Петров относится достаточно спокойно. Он считает, что популярны будут именно те мелодии, которые легко воспринимаются и воспроизводятся.

Вместе с тем своей лучшей работой он считает балет «Сотворение мира» (1971), поставленный, как и некоторые другие его произведения («Станционный смотритель», 1956, «Берег надежды», 1959) на сцене Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр оперы и балета). Ради работы над балетом Петров отказался от сотрудничества с Э. Рязановым на картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» и сам передал сочинение музыки к фильму композитору М. Таривердиеву.

Отзывы в печати на балеты Андрея Павловича Петрова оказались неоднозначными. Министерство культуры и ЦК партии обвинили композитора в пропаганде модернизма и секса, а церковные служители не нашли в его постановке ничего сверхординарного, восприняв спектакль как своеобразную шутку.

Наряду с историческими сюжетами — оперой «Петр Первый» (1975), привлекшей внимание широкой общественности к национальной теме, Петров создает произведения и на современную проблематику. Среди них — симфонические сочинения «Песни наших дней» (1964), «Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда» (1966).

Он считается композитором традиционного толка, опирающимся на известные формы и не проводящим эксперименты в музыке, поэтому его произведения отличаются мелодичностью. Не случайно одним из источников симфонической и театральной музыки Петрова являются песенные интонации, проявившиеся в симфонической поэме «Радда и Лойко» (по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль», 1954).

Андрей Павлович Петров своеобразно аранжировал музыку Михаила Глинки, ставшую национальным гимном, сделав ее звучание более мягким благодаря колокольным переливам.

Андрей Петров отмечен многочисленными отечественными наградами, трижды становился лауреатом Государственной премии (в 1967,1976 и 1996 годах), является обладателем профессиональных наград «Ника» (1990) и «Золотой Овен» (1995).

Он женат, у него есть дочь и два внука.

К своему юбилею Андрей Петров завершил мюзикл по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». А недавно композитор выступил в еще одной роли — учредителя конкурса современной эстрадной песни «Кумиры XXI века».

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!