Покрышкин Александр Иванович

(1913-1985) советский летчик, маршал авиации

Знаменитый ас Александр Иванович Покрышкин родился в небольшой деревне под Новосибирском. Но его детство прошло в городе, куда отец перевез семью, когда мальчику исполнилось два года.

Закончив семь классов, Александр поступил в ремесленное училище. Получив рабочую профессию, он приходит работать на машиностроительный завод «Сибсельмаш». К тому времени он остается единственным кормильцем семьи. Но ему не дают покоя мысли о небе.

На заводе Покрышкин посещает планерный кружок и вскоре становится его руководителем. В 1932 году в числе лучших комсомольцев завода Покрышкина направляют на учебу в военно-авиационную школу. Он страстно мечтал о полетах, но ему не повезло: летное отделение в училище было закрыто, и его зачисляют в отряд авиатехников.

Несколько раз Александр Иванович Покрышкин пробовал перевестись в другое училище, на летное отделение, но все попытки заканчивались неудачей. В 1934 году он заканчивает учебу. Молодой авиатехник вместе с дипломом получает и удостоверение пилота-планериста.

Прибыв в воинскую часть, расквартированную неподалеку от Краснодара, Покрышкин возобновил свои хлопоты о поступлении в летную школу. Он пишет письмо народному комиссару обороны и наконец добивается разрешения на поступление в Качинское училище военных летчиков.

В 1939 году Александр Иванович Покрышкин заканчивает его, получает диплом летчика-истребителя. Его направляют в воинскую часть, расквартированную в Западной Украине. Вскоре он, обретя большой опыт, становится летчиком-инструктором. До начала Великой Отечественной войны он занимается обучением молодых летчиков и проявляет себя талантливым наставником.

Впоследствии ему неоднократно будут предлагать перейти на инструкторскую работу. Но Покрышкин, считая, что профессиональный летчик должен летать, будет неизменно отказываться.

С первых же дней войны он находится на фронте, видит, какие потери несет советская авиация. По мнению Александра Ивановича Покрышкина, причина крылась в неправильном и неумелом использовании возможностей техники, слепом следовании устаревшим инструкциям.

Начиная с зимы 1941 года, он работает над созданием новой тактики воздушного боя, проверяя теорию на практике. Покрышкин первым среди летчиков-истребителей отказался от полетов в групповом строю. Теперь он летает в паре с ведомым. Принципы ведения боя Покрышкин выразил в краткой формуле: «Высота — скорость — маневр — огонь». Он на деле доказал, что действия пары истребителей не менее результативны, чем действия большой группы.

Но его тактика не находила поддержки у высокого начальства, которое не принимало отступления от летного устава. Несмотря на то, что летчик прекрасно выполнял все боевые задания, а его эскадрилья несла минимальные потери, его неоднократно подвергали взысканиям за нарушение режима полетов, называли его тактику самодеятельностью.

Начальство постоянно задерживало представления Покрышкина к наградам и к следующим воинским званиям. Дело дошло до того, что в 1942 году его даже исключили из списков полка. Но летчик не собирался отступать. «Я воюю за Родину, а не за ордена», — повторял он.

Но в мае 1943 года ситуация изменилась. Александру Ивановичу Покрышкину присваивают звание Героя Советского Союза и, по распоряжению Сталина, внеочередное звание полковника. Он вновь командует эскадрильей.

Теперь у него есть возможность на деле проверять свои тактические находки, не спрашивая на то разрешения. Результаты не замедлили сказаться: сократились потери личного состава, техники. Возросло число сбитых самолетов противника. И уже через три месяца Покрышкин был удостоен второй Золотой звезды.

К тому времени его уже хорошо знали фашистские летчики. Одно его имя приводило их в ужас. Когда самолет Покрышкина появлялся в небе, наземные немецкие службы посылали своим асам предупреждение: «Внимание, внимание, в воздухе Покрышкин!»

Лишь после войны выяснилось, что лично фельдмаршалу Герингу поступали доклады о тактике ведения боя русским летчиком. Немецкое командование искало средства, чтобы ей противодействовать, потому что действия Александра Ивановича Покрышкина в воздухе наносили ощутимый урон.

А вот непосредственное начальство продолжало донимать летчика запретами. Однажды ему даже пригрозили за вводимые новации расстрелом.

Но слава Александра Ивановича Покрышкина росла. Он считался лучшим летчиком Южного фронта. В народе о его подвигах ходили легенды.

С особой симпатией относились к нему союзники. В 1944 году он получил в качестве подарка от американского президента Рузвельта истребитель последней модели, изготовленный лично для него. Но Покрышкин предпочитал громить врагов на самолете конструктора С. Лавочкина.

На фронте летчик встретил и свою любовь. Пролетев над госпиталем, где его избранница работала медсестрой, он сбросил сумку, где было письмо с признанием в любви. Конечно, это произвело впечатление на девушку. Знаменитая формула Покрышкина сработала и здесь. Молодые люди поженились, но оставались вместе до тех пор, пока не оказалось, что Мария ждет ребенка. Перед его рождением она демобилизовалась и отправилась на родину мужа, в Новосибирск. Местные власти семье своего знаменитого земляка подарили дом.

Рождение дочери почти совпало с получением высокой награды. В августе 1944 года Александру Ивановичу Покрышкину первому из советских летчиков было в третий раз присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он уже командовал гвардейской истребительной авиационной дивизией.

После окончания войны он хотел продолжать летать, но его направили учиться в Военную академию имени М. Фрунзе. Он досрочно закончил курс и в числе лучших выпускников был принят на летный факультет Академии Генерального штаба.

Затянувшаяся учеба сослужила Александру Ивановичу Покрышкину добрую службу; можно сказать, спасла ему жизнь. Ведь завистников у легендарного летчика было немало. Среди них был и сын Сталина Василий. Не будь Покрышкин слушателем Академии, трудно сказать, как бы в ту пору сложилась его жизнь. Путь в ГУЛАГ был никому не заказан. Тем не менее после окончания Академии Генерального штаба, Покрышкин был вынужден покинуть военно-воздушные силы и перейти в только что организованные войска ПВО страны.

В течение трех лет Покрышкин являлся заместителем главнокомандующего ПВО. В числе других военачальников он создавал противовоздушный щит СССР.

Отслужив в любимой авиации все мыслимые сроки, став маршалом авиации, Александр Иванович Покрышкин переходит в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР и становится его председателем. Но и здесь он продолжает летать, передает свой опыт молодым летчикам, одновременно он входит в группу генеральных инспекторов Министерства обороны.

Окончательный уход Покрышкина с летной работы состоялся в 1980 году. Но он продолжал руководить ДОСААФом. После его смерти жена осталась верной его памяти. Она сохранила все его личные вещи, отказываясь их продавать коллекционерам за любые деньги. Мария Кузьминична Покрышкина верит, что «летчики не умирают, они просто уходят в небо».

Комментарии

Биография написана безграмотно, например: "Но в мае 1943 года ситуация изменилась. Покрышкину присваивают звание Героя Советского Союза и, по распоряжению Сталина, внеочередное звание полковника. Он вновь командует эскадрильей." В мае 1943 г. у Александра Ивановича было звание - гвардии капитан, в июне - гвардии майор. Подполковником он станет в 1944 году. А вот должность в мае 1943 года уже была выше чем командир эскадрильи, - зам ком полка по ВСС. "С особой симпатией относились к нему союзники. В 1944 году он получил в качестве подарка от американского президента Рузвельта истребитель последней модели, изготовленный лично для него. Но Покрышкин предпочитал громить врагов на самолете конструктора С. Лавочкина." С осени 1942 года 16 гиап, в котором служил Александр Иванович был направлен на переучивание на американские истребители Р-39 «Аэрокобра», поступавшие в Советский Союз по ленд-лизу. После окончания периода обучения и укомплектования полка новыми истребителями "Аэрокобра" с марта-апреля 1943 года 16 гиап направлен на фронт на Кубань, где и начал активные боевые действия по прикрытию советских войск. На Р-39 «Аэрокобра», а ни как не на "Лавочкине" и воевал А.И. Покрышкин с 1943 года и до окончания войны. И, кстати, за освоение американского истребителя и боевые успехи на нём в том же 1943 году летом Александр Иванович был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» (США).

<p>Спасибо за замечания!</p> <p>Если разбираетесь в вопросе, не могли бы вы прислать подправленный текст статьи (я исправлю на сайте),</p> <p>возможно еще где-то недочеты найдете</p>

скажите куда направить?

<p>спасибо, отправляйте на почту</p> <p>adm(гав)biografiivsem.ru</p> <p>(гав) нужно заменить на @</p> <p>&nbsp;</p>

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!