Поленов Василий Дмитриевич
(1844-1927) русский художник
Есть такие художники, о творчестве которых в течение многих лет предпочитали умалчивать, как бы не замечая их огромный вклад в сокровищницу русского искусства. Так, мы привыкли считать Поленова художником-пейзажистом, несмотря на то что основным направлением в его творчестве была историческая живопись.
Василий Поленов учился у Павла Петровича Чистякова, воспитавшего таких крупных художников, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Илья Репин, Василий Суриков. Окончив Петербургскую Академию художеств по классу пейзажной живописи, Поленов получил право на длительную заграничную стажировку, в ходе которой побывал в Италии и Франции.
Уже тогда у художника появился собственный взгляд на исторические сюжеты. Василий Дмитриевич Поленов считал, что историческое действие должно быть перенесено в конкретную обстановку, близкую и понятную зрителям.
Вернувшись в Россию, он проявил себя прежде всего как пейзажист, выступая продолжателем традиций А. Саврасова и Ф. Васильева. Признанными шедеврами считаются «Ранний снег», «Бабушкин сад», «Московский дворик».
В каждом пейзаже Василий Поленов по-особому соединяет необыкновенную лиричность и монументальность. В обычном виде реки или осеннего леса художник показывал образ России. Вот почему один из авторских вариантов картины «Московский дворик» Иван Тургенев увез с собой в Париж как напоминание о далекой родине. Палитра Поленова отличалась сдержанностью красок и детальностью цветовых переходов.
С 1882 года Василий Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были такие крупные художники, как Константин Коровин, Исаак Левитан, а также историк живописи И. Остроухое.
Одновременно с преподаванием, Поленов работал над картинами на евангельские темы. Он отошел от традиционной трактовки образа Иисуса Христа и показал его обыкновенным человеком. Естественно, что подобная трактовка вызвала нарекания со стороны деятелей церкви. Поэтому Поленов отказался от работы над росписями Владимирского собора в Киеве и сосредоточился на собственном творчестве.
Основной темой задуманной им серии картин стала жизнь Иисуса Христа. Каждый эпизод его жизни должен был быть отражен в соответствующей картине. Художник провел огромную подготовительную работу, специально посетил Палестину и дважды прошел по библейским местам.
На основе собранных им материалов, Василий Дмитриевич Поленов создал серию из шестидесяти восьми картин, в каждой из которых изобразил разные библейские события, в тех самых местах, где они как будто происходили. Первая выставка этой серии картин вызвала восторженные оценки русских религиозных философов рубежа XIX—XX веков.
Василий Поленов считал, что каждая картина должна вызывать у зрителя настроение спокойствия. Именно поэтому он отошел от группы художников-передвижников, в картинах которых преобладал пафос обличения. Однако строгая реалистическая проработанность каждого элемента картины, обязательная для этого объединения, сохранилась в его творчестве.
Наряду с живописью, Поленов много занимался благотворительностью. На свои личные сбережения он построил две школы и церковь неподалеку от собственной усадьбы Борок. Василий Поленов много занимался и театральной деятельностью. Для реализации своей концепции он построил в Москве Народный театр, где был и директором, и художником, и актером.
В послереволюционные годы, Поленов продолжал преподавательскую работу и был одним из первых художников, удостоенных звания «Народный художник республики». Однако судьба его картин сложилась неудачно. В 1924 году по решению правительства библейская серия Поленова была вывезена в США и распродана.
В своей усадьбе на Оке, близ Тарусы, Василий Дмитриевич Поленов создал дом творчества художников и завещал открыть там общедоступный музей. Его воля была исполнена, и уже в 1931 году в усадьбе, названной именем художника, открылся музей.
Добавить комментарий