Римский-Корсаков Николай Андреевич
(18441908) русский композитор и педагог
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Однако он и здесь продолжал заниматься музыкой и даже пытался сочинить симфонию.
Музыка оставалась для него любимым занятием и после того, как он стал морским офицером. В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с известными музыкантами, которые входили в кружок М. А. Балакирева «Могучая кучка». Это были Ц. А. Кюи, Модест Петрович Мусоргский, позже к ним присоединился Александр Порфирьевич Бородин. Для Римского-Корсакова, который изучал музыку самостоятельно, это была настоящая школа, где он пополнял свое музыкальное образование.
Общение с такими интересными людьми было прервано, когда Николай Римский-Корсаков ушел в 2-летнее кругосветное плавание. Но оно не прошло для него бесследно и обогатило массой разнообразных впечатлений, которые он потом отразил в своем творчестве. Вернувшись из плавания, он создает свои первые значительные произведения, которые принесли ему славу. В 1867 году была написана симфоническая картина «Садко», а через пять лет — опера «Псковитянка» по одноименной драме Л. Мея.
Первые же произведения сделали имя Николая Андреевича Римского-Корсакова знаменитым. В 1871 году он был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и оставался в этой должности на протяжении 40 лет. За это время он создал свою композиторскую школу и воспитал многих выдающихся музыкантов, всего подготовил более 200 композиторов, среди них Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, А. К. Глазунов, А. К. Лядов.
Еще до работы над «Псковитянкой» Римский-Корсаков должен был завершить оперу Бородина «Князь Игорь» и оперу Мусоргского «Борис Годунов». После их премьеры все критики отметили высокое качество оркестровки и музыкальную цельность произведений. Сам композитор получил большой опыт работы над такими сложными произведениями, как оперы.
Первая собственная опера Николая Римского-Корсакова была тепло встречена зрителями, но он продолжал работать над партитурой и после премьеры. Окончательный вариант произведения прозвучал только в 1898 году в частной опере С. И. Мамонтова. Главную партию — Ивана Грозного — блестяще исполнил Федор Иванович Шаляпин.
Уже в первых произведениях Римского-Корсакова проявился его интерес к русской истории и культуре. Работая над операми «Майская ночь» (по Н. Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по А. Островскому, 1881), композитор с увлечением изучает русский фольклор и языческую мифологию.
Самый активный период творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова начался в 1889 году. В это время он создал фантастическую оперу-балет «Млада». За ней сразу же последовали еще два больших произведения. Он опять обращается к Николаю Гоголю и в 1894 году пишет по его произведению оперу-коляду «Ночь перед Рождеством», а потом в течение года занимается созданием оперы-былины «Садко», которая была завершена в 1896 году. Написать ее план композитору помог известный музыкальный критик В. В. Стасов, познакомивший его с русскими былинами и летописными рассказами о древнем Новгороде.
Римский-Корсаков предложил свою новую оперу дирекции Мариинского театра, ее приняли, но не поставили: Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Только через год опера «Садко» прозвучала на сцене частной оперы С. И. Мамонтова и сразу же заняла место среди значительных произведений русской музыки.
Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил работать над сказочными сюжетами. Они были добрыми и поэтичными. Однако в каждый исторический период заложенный в них смысл воспринимается по-разному. В начале XX века Римский-Корсаков берет из них то, что больше всего отвечает изменившимся общественным настроениям. И вот уже изображение бесхитростного и незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (1899) уступает место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» (1902), а в 1907 году появляется злая сатирическая опера «Золотой петушок» с глупым и вздорным царем.
К последнему периоду творчества Николая Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.
В своих операх он вывел новые, яркие образы русских людей, мужественных и терпеливых. Прежде всего это женщины — любящая Ольга из «Псковитянки», страдающая Волхова в «Садко», страстная Любаша из «Царской невесты». Венчает этот ряд Феврония из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рядом с ними столь же незаурядные мужские образы, каждый из которых представляет собой яркую личность с запоминающейся характеристикой, — Иван Грозный, Садко, Грязной, Левко.
Всего композитор написал 15 опер и создал жанр историко-бытовых опер, героями которых являются обычные люди, сюжеты же развиваются на фоне событий русской истории.
Кроме того, Римский-Корсаков написал множество оркестровых сочинений, главным из которых является симфоническая сюита «Шехерезада» (1888) на сюжеты сказок «Тысяча и одна ночь».
Музыка Римского-Корсакова отличается яркой картинностью. С помощью звуков композитор создает картины напряженных сражений, бури, сельского праздника.
Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.
Добавить комментарий