Стравинский Игорь Федорович
(1882-1971) русский композитор
Игорь Федорович Стравинский — один из выдающихся представителей музыкального искусства XX века. Гениальное дарование, острый, пытливый ум, феноменальная эрудиция и блестящее мастерство позволили ему охватить в своем творчестве почти все формы и средства выразительности, виды и жанры музыкального искусства. Им создано свыше 130 произведений. Многие из них заняли видное место в мировом концертном и театральном репертуаре.
Игорь Федорович Стравинский родился 5 (17) июня 1882 года в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) близ Петербурга. Его отец — Федор Игнатьевич Стравинский — был известным певцом, солистом Мариинского театра. Мать была неплохой пианисткой.
По желанию отца в 1900 году Игорь поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1902 году он познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, и тот сразу же оценил его музыкальные способности. На протяжении пяти лет Игорь Стравинский брал у него частные уроки и посещал музыкальные вечера в его доме. Там выступали многие известные музыканты и композиторы, там же состоялись и многие премьеры его первых сочинений.
В 1905 году Игорь Стравинский закончил университет. Годом позже он женился на своей двоюродной сестре Екатерине. С этого времени он отказался от юридической карьеры и целиком посвятил себя музыке.
Под руководством Римского-Корсакова, Стравинский пишет первое крупное произведение — симфонию. В 1907 году он закончил ее и преподнес клавир своему учителю. Важной вехой явилось создание «Фантастического скерцо» и «Фейерверка» для оркестра (1907—1908). Их первое исполнение под управлением А. Зилоти стало событием музыкальной жизни Петербурга.
В дальнейшем творческая судьба композитора была тесно связана с труппой «Русского балета» Сергея Павловича Дягилева. В 1909 году Дягилев заказывает ему музыку к балету «Жар-птица».
Премьера состоялась в Париже в начале 1910 года в постановке знаменитого хореографа и танцовщика М. Фокина. В том же году Игорь Федорович Стравинский пишет балет «Весна священная», работать над которым ему помогал Николай Рерих. Однако он внезапно прерывает эту работу и пишет новый балет — «Петрушка». Его премьера состоялась в июне 1911 года на сцене парижского театра «Шатле». «Петрушка» сразу же вошел в репертуар дягилевской труппы, и вскоре его премьеры состоялись в Берлине, Лондоне и других городах Европы.
В Париже Игорь Стравинский познакомился с крупнейшими французскими композиторами — Морисом Равелем, Клодом Дебюсси, с которыми его связала тесная дружба.
29 апреля 1913 года в парижском театре на Елисейских Полях состоялась премьера балета «Весна священная». Она стала событием театральной жизни и вызвала самые разноречивые отклики — от ругани до похвал.
Годы Первой мировой войны композитор провел в Швейцарии, где написал для музыкального театра стилизованное скоморошное действо «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барабана» (1916) и «Историю солдата» (по «Русским сказкам» Александра Афанасьева, 1918). С начала 20-х гг. Стравинский жил во Франции. Первый, «русский» период его творчества завершается комической оперой «Свадебка» (на народные тексты, 1914—1923).
Второй период творчества критики называют неоклассическим. В это время он увлечен музыкальной культурой прошлых эпох, по образцам которых создает теперь свои произведения. Целый ряд неоклассических сочинений Игоря Федоровича Стравинского открывается балетом «Пульчинелла» на музыку Дж. Перголези (1929). Стоит перечислить хотя бы некоторые из них, чтобы читатели могли себе представить, насколько многогранной была деятельность композитора в этот период. К ним относятся опера-оратория «Царь Эдип» (по Софоклу, 1927), мифологический балет «Аполлон Мусагет» (1928), балет-аллегория «Поцелуй феи» на музыку Чайковского (по Хансу Андерсену, 1928), «Симфония псалмов» для хора и оркестра на литургические и латинские тексты (1930), мелодрама «Персефона» на античный сюжет (по пьесе А. Жида, 1934), фортепианный (1924) и скрипичный (1931) концерты и многое другое. В конце второго периода была создана опера «Похождения повесы» (1951), написанная в США, куда Стравинский переехал в 1939 году.
В последний период творчества (примерно с 1952 года) у него усиливается интерес к старинной музыке, одновременно он стремится овладеть техникой композиции шёнберговской школы. В тематике его произведений теперь преобладают библейские сюжеты, послужившие основой ряда вокально-инструментальных сочинений: «Canticum Sacrum» («Священное песнопение», 1956), «Treni» (плач пророка Иеремии, 1958), оперы-балета «Потоп» (1962). Особое место занимает бессюжетный балет «Агон» («Состязание», 1957). Последнее крупное произведение композитора — «Заупокойные песнопения» (1966).
Игорю Стравинскому принадлежит и ряд литературных произведений. Он написал автобиографическую «Хронику моей жизни» (1935), эстетический трактат «Музыкальная поэтика» (1942) и 6 книг диалогов с дирижером Р. Крафтом (1959—1969). В 1962 году композитор приезжал в СССР, где выступал с концертами, общался с крупнейшими музыкантами.
Игорь Федорович Стравинский скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.
Добавить комментарий