Рерих Николай Константинович
(1874-1947) русский художник
Николай Константинович Рерих занимает в истории русской живописи особое место: история его жизни и творчества настолько необычна, что до сих пор исследователи не могут четко определить, к какой культуре — русской или индийской — следует относить созданные им произведения. Можно сказать, что Рерих подобен художникам эпохи Возрождения, творчество которых изначально носило всеобщий характер и лишь потом отражало черты определенной страны.
Николай Рерих родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Он долго не мог решить, какую профессию выбрать, и после окончания гимназии поступил сразу в два вуза — на юридический факультет университета и в Академию художеств, в мастерскую Архипа Куинджи. Однако уже через год он понял, что живопись привлекает его больше, и только тогда окончательно сделал свой выбор. Будущее показало, что молодой человек не ошибся. Уже выполненная в Академии дипломная работа — историческая картина «Гонец» — была сразу же приобретена Павлом Третьяковым, и к Рериху пришла известность.
После окончания Академии он женился на Елене Ивановне Шапошниковой, правнучке Михаила Кутузова, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь. Основной темой его творчества в этот период становится русская история. Николай КонстантиновичРерих совершает несколько путешествий по северной России, в результате которых появляется серия картин, посвященных жизни древних славян. В них художник использует и собственные зарисовки, и впечатления от археологических раскопок. Эти картины сразу же выдвигают его в число крупнейших русских художников, и в 1909 году он становится академиком.
Большое значение для творчества художника имела его дружба с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Николай Рерих сделал оформление для постановки его оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и написал два занавеса: один — основной, а другой — для симфонической картины «Сеча при Керженце».
Постепенно все большее место в его картинах начинает занимать сказочно-фантастическая тематика. В образах природы художник пытается разглядеть нечто общее с теми катаклизмами, которые потрясают Россию. Он вырабатывает свой особенный стиль, в котором сочетались яркие, звонкие цвета с тончайшими переходами оттенков.
Своеобразным откликом на революционные события становится его картина «Небесный бой».
Одновременно Рерих занимается и литературным творчеством. В 1914 году выходит его первая книга — сборник сказок «Граница царства» на сюжеты, заимствованные из древнеславянской и древнеиндийской мифологии.
Интерес к Востоку в мировой живописи и литературе был не случайным. Он объяснялся тем, что многие русские художники искали в культуре народов Востока те ценности, которые казались им утраченными русской культурой. Поэтому они совершали путешествия по дальним странам и находили новые темы и сюжеты.
Во время революционных событий Николай Константинович Рерих находился в Финляндии, где лечился от тяжелой болезни легких. Его со
стояние было настолько тяжелым, что летом 1917 года он даже составил завещание. Только через год, в середине 1918 года, художник смог отправиться в Копенгаген, где была открыта выставка его картин.
Из Дании вместе с выставкой Николай Рерих переезжает в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты. В Америке он ездит но разным городам вместе со своей выставкой и много выступает с новой концепцией обновления мира. Это турне было организовано по инициативе тогдашнего президента США Франклина Рузвельта. Его ближайший помощник, Г. Уоллес, ставший позже вице-президентом страны, объявил себя учеником Рериха.
Учение Николая Рериха предполагало единые корни всей мировой культуры, как русской, так и американской. Идея такой общности была реализована им в институте объединенных искусств, который открылся в Нью-Йорке. Чтобы руководить его деятельностью, Рерих провел в Америке три года и только в 1923 году покинул США и отправился в Индию во главе комплексной экспедиции для изучения памятников древностей и искусства. Научную часть экспедиции разработала его жена с сыном, ставшим ученым-востоковедом.
Именно Индия и становится новой родиной художника. Рерих совершает несколько путешествий по Северной Индии, Гималаям и Тибету и, наконец, поселяется у подножия Гималаев, в долине Кулу. Там он основывает институт научных исследований, который и становится местом хранения всех собранных во время экспедиций материалов.
Впоследствии Николай Константинович Рерих совершил еще несколько экспедиций по Северной Индии и Китаю, во время которых собирал произведения фольклора и этнографические материалы. Однако и в Индии художник не расставался с образами русской культуры, которые время от времени появлялись на его картинах.
Еще до начала Второй мировой войны Рерих выступил с инициативой подписания мирового договора об охране памятников культуры. С началом войны это движение обрело миллионы приверженцев во всех странах мира, а в 1954 году в Гааге была заключена Международная конвенция, в основу которой был положен составленный Рерихом договор.
Узнав о нападении Германии на СССР, Николай Рерих сразу же начал кампанию по сбору денег на нужды обороны. В разных странах он организует продажу своих картин, а полученные деньги направляет в фонд Красной Армии. И снова художник обращается к исторической тематике — пишет картины, героями которых становятся русские богатыри. После того как Индия обрела свою независимость, дом Николая Константиновича Рериха стал центром русско-индийской дружбы. У него бывали Дж. Неру, Индира Ганди.
После окончания войны он решает вернуться на родину, получает необходимые документы, упаковывает картины. Однако перед самым отъездом художник скоропостижно умирает. Вдова Рериха передала его картины в дар Индии, а в их доме открыла музей художника.
Добавить комментарий