Щусев Алексей Викторович
(1873-1949) русский архитектор
На протяжении многих лет Алексей Викторович Щусев был официальным архитектором социалистического общества. Даже беглый перечень его работ убеждает в том, что он был не только руководителем группы, спроектировавшей Мавзолей на Красной площади, но и автором целого ряда сооружений в Москве — Москворецкого моста (1936—1938), гостиницы «Москва» (1932—1938, в соавторстве), ряда жилых зданий, в том числе построенных для Академии наук на Ленинском проспекте и в дачных поселках под Москвой.
Но репутация «официального художника» практически ничего не помогает прояснить в его судьбе. Более того, она искажает облик талантливого архитектора, которого начинают воспринимать только как личность, связанную с доктринами лишь определенного периода времени.
В судьбе же Алексея Щусева многое необычно. Прежде всего заметим, что он родился в семье скромного чиновника в Кишиневе. Отец стремился, чтобы все его пятеро детей — дочь и четверо сыновей — получили высшее образование. Уже в гимназии проявились способности Алексея к рисованию, хотя в то время мальчик мог познакомиться с работами мастеров только по фотографиям.
Несмотря на то, что к моменту окончания гимназии его родители умерли, в 1891 году Алексей Щусев решил продолжить образование и отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Это оказалось непросто, поскольку для поступления туда ему пришлось вначале освоить так называемую академическую манеру рисунка. Однако ему это удалось, причем в очень короткий срок. Алексей Щусев успешно выдержал экзамены и был принят в класс живописи. Его учителями были Александр Николаевич Бенуа и Илья Ефимович Репин. Вначале Щусев никак не мог выбрать, чем заниматься, так как его в одинаковой степени привлекала как живопись, так и архитектура. Но в процессе учебы на первый план вышла все-таки архитектура, хотя рисунки Щусева положительно оценивал сам И. Репин. Немаловажное значение в этом выборе имело, очевидно, и то, что архитектура давала ему больше возможностей, чтобы содержать семью.
Сделав выбор в пользу архитектуры, Алексей Викторович Щусев заканчивает Академию с золотой медалью в 1897 году, получив право на заграничную стажировку.
Уже во время учебы перед ним стоял выбор: какую творческую манеру избрать. В конце века многие произведения искусства создавались в так называемом русском стиле. И Щусев первоначально оказывается связанным с традициями древнерусской архитектуры. Ведь основные его постройки в то время — разнообразные жилые дома и небольшие церковные сооружения.
Алексей Щусев вынужден был работать параллельно с учебой, поскольку сам обеспечивал себя. Поэтому уже со студенческих лет он выполняет различные конкретные заказы и часто не только проектирует постройки, но и руководит их строительством. Иногда заработанных средств хватало на путешествия, чем Щусев и пользовался при каждой возможности, стараясь побольше ездить и узнавать новое. Так, в 1897 г. он ездил в Самарканд, где знакомился с удивительно красивой восточной архитектурой, на следующий год отправился в заграничное путешествие и побывал в Италии, Тунисе, Франции, Англии, Бельгии. После окончания Академии, Алексей Щусев проходит своеобразную стажировку, работая помощником у известных зодчих — Л. Бенуа (его учителя по Академии художеств), Г. Котова, Р. Мельцера.
Первой серьезной работой молодого архитектора становится проектирование иконостаса для реконструируемой Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1902 году предложенный им проект был утвержден. Правда, впоследствии он так и не был реализован. Но он принес автору известность, и в дальнейшем Щусев регулярно получал подобные заказы: сделал проект мозаичного убранства церкви в великокняжеском имении Харакс, иконостас и киоты Троицкой церкви и киоты трапезной палаты Киево-Печерской лавры, церкви в Новом Афоне, ряд надгробий и крестов. В числе его мемориальных работ можно отметить надгробие художнику Архип Куинджи и памятник дочери искусствоведа В. Георгиевского. Поиски в данном архитектурном направлении венчает проект храма-памятника на Куликовом поле.
Интересно, что здесь Алексей Щусев сближался с художниками, тяготевшими к модернизму. Его орнаментальные росписи для Киево-Печерской лавры сравнивали с работами Михаила Врубеля. Вероятно, следует признать, что он тяготел к тем же стилевым поискам, что шли в начале века, и пытался найти свое решение пространственной среды, расположения общественных и жилых зданий в интерьере сложившейся застройки. Полагают, что работы Щусева — Казанский вокзал в Москве, павильон Академии художеств на выставке в Венеции, церковь Почаевской лавры — находятся на грани стилизаторства, соединяя в себе традиционность и явную эклектику. В своих ранних произведениях Щусев стремился выработать специфически национальный стиль русской архитектуры, творчески перерабатывая наследие древнерусского зодчества. Именно таким опытом были построенные по его проекту Марфо-Мариинская обитель в Москве и здание Казанского вокзала.
Право на постройку Казанского вокзала, Алексей Щусев выиграл в споре с Федором Шехтелем и Е. Фелейзеном. Стоит упомянуть, что к тому времени он уже был академиком архитектуры. Предложенная им схема постройки соединяла в себе то, что было свойственно для стиля модерн: четкое расположение в пространстве, целостность архитектурного ансамбля при асимметричности отдельных построек. Но все вокзальные сооружения получились настолько красочными и живописными, что мы обычно этого не замечаем. Ведь для создания монументальных росписей Щусев пригласил художников, группировавшихся вокруг объединения «Мир искусства», которые имели опыт прежде всего театральных декораторов. Их работа усилила задуманный им сказочный облик вокзала. Однако в то время закончить постройку он не успел, поскольку началась Первая мировая война. Полностью Казанский вокзал был достроен лишь в 1941 году.
В творчестве Алексея Викторовича Щусева и в последующие годы будет заметно стремление соединять разные стили — например, проекты в стиле русского терема, живописность и орнаменталистику барокко. Примечательно, что в данной манере он в основном строит общественные здания, железнодорожные сооружения. Для зданий же учебных заведений — Коммерческого института в Москве, Политехнического института в Самаре и Физического института в Саратове — им предлагался иной путь — стилизация в духе традиций русского классицизма.
Одновременно с практической работой Алексей Щусев начал преподавать — вначале в Строгановском художественно-промышленном училище, где работал в течение пяти лет, с 1913 по 1918 год, затем перешел в московский ВХУТЕМАС и проработал там до 1924 года, после чего преподавал в Московском архитектурном институте.
После революции все творчество Алексея Щусева было связано с Москвой. Уже в 1918 году архитектор принял участие в разработке первого плана реконструкции Москвы. В двадцатые годы он становится главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, над проектом которой работал в 1922—1923 годах, отдавая дань популярному в те годы конструктивизму.
Трудно даже найти район города, который бы он не мечтал переделать. Алексей Щусев планировал создать новый город, оставив Кремль музеем. Девизом его стали следующие слова: «Красота в простоте и величии для монументов и в теплоте и уюте для жилья». В качестве примера его построек в центральной части можно привести мавзолей Ленина, здание гостиницы «Москва» и жилой дом на Ленинском проспекте (№ 13).
Алексей Щусев участвует в проектировании будущего Дворца Советов, работает над созданием станции метро «Комсомольская-кольцевая». Ряд зданий проектируется им и для союзных республик. Щусев представлял проекты для реконструкции городов, которые восстанавливались после войны, в частности Кишинева и Новгорода. Много сделал он и как директор Третьяковской галереи, в должности которого работал с 1926 по 1929 год, а также организатор и первый директор Музея архитектуры, чем занимался с 1946 по 1949 год.
Постройки Алексея Викторовича Щусева органично вписаны в облик Москвы. Поскольку он всегда продумывал проект до мельчайших деталей и внимательно соотносил его с окружающей средой, созданные им ансамбли и теперь воспринимаются как единое целое. Но все-таки в истории культуры он остался прежде всего как художник своего времени, который пытался самоутвердиться, не выходя за рамки официального творчества.
Добавить комментарий