Шилов Александр Максович

(род. в 1943 г. ) российский художник

Творчество Шилова воспринимается неоднозначно. Обыкновенные зрители видят в нем продолжателя традиций русских художников-реалистов, более взыскательная публика не может не признать вторичность его работ, перекличку с известными полотнами. Сам художник не опровергает своих критиков, поскольку считает, что цитатность является свойством всего современного искусства.

Шилов Александр Максович родился в Москве, еще во время учебы в школе ему пришлось подрабатывать лаборантом. Он рано начал рисовать и постарался реализовать свой талант. Но в пятнадцать лет умер его отец, и ему пришлось идти работать, чтобы поддерживать семью.

Закончив семилетку, он переходит в вечернюю школу. Одновременно продолжает заниматься в изобразительной студии. С 1957 по 1962 год Шилов посещал изостудию Тимирязевского района, ее руководитель В. Воронин не только помог развиться его природным способностям, но и убедил его продолжить образование.

Закончив школу, Александр Шилов поступает в Институт имени В. Сурикова, и учится в классе живописи, которым руководил Ю. Королев. Уже во время учебы Шилов участвует в выставках молодых художников как пейзажист и автор жанровых картин. К пятому курсу он начинает заниматься портретной живописью. Постепенно портрет становится основным жанром, в котором будет в дальнейшем работать Шилов.

Его материальное положение в то время оставалось тяжелым, и в течение шести лет ему пришлось работать грузчиком на мебельной и швейной фабриках.

В 1972 году Шилов Александр Максович получает диплом на выставке, посвященной 50-летию образования СССР. Он пишет портреты партийных руководителей. Постепенно к нему приходит известность как к официальному портретисту, он создает в семидесятые — восьмидесятые годы образы многих представителей советской элиты. В 1977 году его удостаивают премии Ленинского комсомола за серию портретов космонавтов.

После избрания членом Академии художеств Шилов совершает длительную поездку в Италию, из нее привозит циклы пейзажей и исторических картин. Но на родине он продолжает писать прежде всего портреты. Копируя манеру художников XVIII — начала XIX века Д. Левицкого, О. Кипренского, К. Брюллова, которых Шилов считает своими предшественниками, он постепенно вырабатывает собственный живописный стиль.

Шилов называет себя художником-реалистом и не признает абстрактную живопись, полагая, что только конкретное искусство будет понятно зрителям любого возраста — такое искусство переживет время, к нему станут обращаться и люди других столетий.

Его отличает тщательная проработка подробностей. Художник тщательно выписывает каждую складку костюма, украшения, завитки прически. Особенно тщательно Шилов следит за передачей фактуры материалов, рисунка вышивки и отделки. Отвечая на вопрос, где он нашел столько красивых девушек, Шилов говорит, что просто любит наряжать портретируемых в изысканные одежды и изображать их в изысканных интерьерах. И тогда они выглядят иначе, чем в обычной повседневной жизни. Со временем Шилов Александр Максович сформировал свои правила восприятия красоты женщин.

Но все же сами портретируемые выглядят статичными манекенами. Они как бы замирают на портрете. Поэтому критики неоднократно сравнивали портреты Шилова с восковыми фигурами. Только портрет рано умершей от рака крови дочери несет в себе трагическую одухотворенность художника.

Однако сам он не скрывает, что свою манеру заимствовал у А. Иванова, автора картины «Явление Христа народу». Он блестяще освоил технику рисунка, разработанную Ивановым, и сделал ее основой своих парадных портретов. Шилов считает, что только подобный портрет может привлечь внимание зрителя и заставить его остановиться перед картиной.

В последующие годы Шилов Александр Максович придает своим портретам некоторую эмблематичность. Он старается отдельными деталями, темным фоном или чрезмерно яркими красками обозначить внутреннее состояние портретируемого. Но иногда эмблематичность придает натуре не свойственную ей статичность. Например, портрет М. Лиепы в роли Красса тщательно выписан, но герой кажется застывшим, что не соответствует динамичному характеру великого танцовщика.

Постепенно в творчестве художника складываются три тематические линии: портреты духовных лиц, известных людей и жанровые портреты. Он объединяет три линии русской портретной живописи, создавая психологический, парадный и жанровый портреты.

Художник создает галерею портретов священнослужителей Русской православной церкви. В каждом из них он стремится показать человека, скрытого за парадным облачением. Портрет епископа Родзянко представляет человека, прожившего свою жизнь и обретшего внутреннее спокойствие. По-иному Шилов изображает митрополита Филарета. За внешним спокойствием ясно просматривается скрытный и изворотливый человек. Перед нами возникает образ хитрого царедворца, мастера придворной интриги, но не священнослужителя.

Особый стиль художник находит для эмблематического портрета. Он по-своему переосмысливает традиции русской парадной живописи. Каждого из портретируемых Шилов как бы заковывает в подробно выписанный костюм, передоверяя психологическую характеристику деталям фона.

Иногда художник намеренно не прописывает задний фон, будто пододвигая героя к зрителю. Он дает понять, что портретируемый интересует его лишь как сиюминутная данность. Подобная выразительность приводит к чрезмерной фотографичности.

Однако в тех случаях, когда Александр Шилов пишет портрет по фотографии (портрет В. Высоцкого, 1985), психологическая характеристика уступает место иллюстративности.

На жанровых портретах преобладают женские и детские лица («В день рождения Ариши», 1981). Но и здесь бросается в глаза отсутствие экспрессии и нарочитая статичность поз. Герои Шилова нередко оказываются словно вырванными из жизни, детали, указывающие на их профессию, кажутся аляповатыми дополнениями. В картине «Утро» он специально придает женщине традиционную позу мадонны, вызывая сознательную реакцию у зрителя, как бы намекая на картины итальянских художников.

Хотя Александр Максович Шилов нередко создает образы пожилых лиц, они отличаются тем же безукоризненным спокойствием и безмятежностью, лица правильны и статичны. Даже изгои («Бомж», 1993) кажутся специально подобранными для позирования натурщиками, они благопристойны, их одежда поношена, но не представляет собой лохмотья.

Шилов создал серию портретов космонавтов, артистов, рабочих, крестьян, воинов-афганцев: «Непобедимый», «Хозяин земли», «Зацвел багульник», «Пастух», «Призывник», «Ожидание» и другие.

Хотя постепеннно основным его жанром становится парадный портрет, Шилов не прекращает работу над пейзажами и натюрмортами. Продолжая развивать стилистику Ф. Васильева и И. Левитана, художник пишет неброскую природу России. Но, в отличие от своих предшественников, он стремится лишь к тщательному исполнению. Поэтому его картины выглядят как иллюстрации к учебнику истории искусств.

Подобная вторичность является залогом непреходящей популярности художника среди широкой публики, которая видит в его картинах окно в узнаваемый и привычный мир, знакомый с детства по страницам учебников.

Начиная с семидесятых годов выставки Александра Максовича Шилова неизменно проходят при полных залах. В выставочные помещения выстраиваются очереди.

В 1981 году состоялась его первая персональная выставка за пределами страны. Ее устроил Комитет защиты мира в галерее на бульваре Распай в Париже. За ней последовали экспозиции в музеях различных стран Европы. Наибольшей популярностью творчество Шилова пользовалось в ФРГ. В 1983 году художник совершил своеобразное турне по городам страны.

В конце восьмидесятых годов его картины увидели в Канаде и Японии. В 1990 году персональная выставка Шилова прошла в городе Дубай, в Объединенных Арабских Эмиратах. Он стал первым русским художником, сумевшим выставиться на Востоке. Персональные выставки Александра Максовича Шилова также проходили в Португалии и CШA. В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил безымянной планете имя Шилова.

Но вместе с тем художник продолжал выставляться в различных городах на родине. В 1985 году выставка его картин проходила в городах Сибири — Томске и Иркутске.

Постепенно Шилов осознает необходимость организации постоянно действующей выставки собственных картин. В 1996 году он обратился в Государственную думу с предложением передать свои картины России. К тому времени в его доме и мастерской хранилось более 300 полотен.

Совместно с правительством Москвы был осуществлен проект передачи Шилову особняка, построенного архитектором Е. Тюриным, учеником М. Казакова. В нем вскоре открылась постоянная действующая экспозиция.

Картины Шилова разместились в 21 зале, по некоторым оценкам, он написал более 600 картин и рисунков, но в залах выставлена треть. Созданные картины Шилов Александр Максович передает в дар городу, и только заказные переходят к заказчику. Нередко в музее остаются их авторизованные копии. Правительство Москвы планирует передать Шилову еще два особняка, в которых должны также разместиться изостудия и арт-класс художника.

Комментарии

Уважаемый Александр Максович! Мой взрослый сын очень хочет научиться рисовать голову человека и её элементы. Попадаются пособия с мелкими, нечёткими рисунками. Если можете, посоветуйте, пожалуйста, я -его мама- просто помогаю ему. Валентина.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!