Шнитке Альфред Гарриевич

(1934-1998) российский композитор

Его музыка, написанная преимущественно в кантатно-ораториальном жанре, привлекает внимание современных слушателей. Она оригинальна и легко узнаваема. И в то же время Альфред Гарриевич Шнитке всегда стремился быть не похожим на самого себя. Поэтому он представлял в каждой новой композиции не только кусочек собственного мировосприятия, мироощущения, но и новую художественную концепцию, иные проблемы.

Родился будущий композитор в городе Энгельсе Саратовской области. Окончил Московскую консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, а затем аспирантуру при ней под руководством Е. К. Голубева.

С 1961 года Альфред Шнитке работал в Московской консерватории, где вел занятия по инструментовке, чтению партитур, полифонии и композиции. С 1990 года композитор жил в Германии и преподавал в Гамбургской консерватории. Но он не считал себя эмигрантом, а просто жил там, где имелись наилучшие условия для творчества.

Недосягаемым образцом для своего творчества Шнитке считал Баха. Однажды он даже заметил, что этот композитор является «центром его музыкальной вселенной».

До 1962 года Альфред Шнитке писал преимущественно вокально-хоровую и программную инструментальную музыку. В середине шестидесятых годов, когда вполне сложился его индивидуальный стиль, он перешел к непрограммной инструментальной музыке.

Композиторская судьба Альфреда Гарриевича Шнитке складывалась непросто. Нетрадиционность его музыки нередко становилась причиной того, что сочинения композитора исполнялись редко и мало звучали на радио и телевидении. Когда Альфред Шнитке пригласил А. Пугачеву для исполнения своей кантаты «История доктора Иоганна Фауста», это произвело впечатление разорвавшейся бомбы на так называемый музыкальный истеблишмент.

Особая роль в судьбе Альфреда Шнитке принадлежит Г. Рождественскому. Он начал исполнять музыку композитора еще в 60-е годы, не обращая внимания на запреты. Именно Геннадий Рождественский стал первым исполнителем многих его произведений. Он же впервые исполнил и записал все симфонии Шнитке. Более того, Рождественский стал полноправным соавтором композитора, осуществив редакцию таких сочинений, как «Гоголь-сюита» (музыка к спектаклю Ю. Любимова «Ревизская сказка») и «Музыка к воображаемому спектаклю». Дирижер поставил балет Альфреда Шнитке «Эскизы» на сцене Большого театра.

Многие годы Альфред Шнитке сотрудничал и с Ю. Башметом. Он посвятил ему альтовый концерт и даже зашифровал в звуках первой части фамилию Башмет. А в 1987 году Башмет сделал оркестровую версию Струнного трио.

Иногда композитор писал по просьбе близких ему исполнителей. Например, Кончерто гроссо для двух скрипок был написан по просьбе Гидона Кремера и Татьяны Гринденко. В их репертуаре находятся все произведения Шнитке, написанные для струнных инструментов.

Каталог произведений композитора включает более 70 названий, не считая ранних сочинений. Альфред Шнитке писал практически во всех жанрах, отдавая предпочтение крупным формам — симфониям и в особенности концертам. Среди его произведений оперы «Одиннадцатая заповедь» и «Жизнь с идиотом», балет «Лабиринты», оратория «Нагасаки», прелюдия памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, кантата «История доктора Иоганна Фауста», второй фортепианный концерт для двух пианистов (специально написанный для жены), 4-я симфония и цикл для хора без сопровождения «Стихи покаянные».

Альфред Гарриевич Шнитке много работал и в кино. Он написал яркую и глубокую музыку к таким фильмам, как «Восхождение», «Ты и я» Л. Шепитько, «Осень» А. Смирнова, «И все-таки я верю» М. Ромма, а также к ряду картин Э. Климова («Агония», «Спорт, спорт, спорт»). Много музыки написано им и для мультипликационных фильмов.

Среди крупных произведений, созданных Альфредом Шнитке всего за 15 лет, — четыре симфонии, сценическая композиция «Желтый звук» на либретто Василия Кандинского, оркестровая версия фортепианного квинтета «In memoriam», Реквием, кантата «История доктора Иоганна Фауста», Третий и Четвертый концерты для скрипки с оркестром, концерты для фортепиано, альта и виолончели с оркестром, три Кончерто гроссо.

Альфреда Шнитке можно считать синтетическим композитором, который соединял разные стилевые манеры. Никому не подражая, он был композитором прежде всего второй половины XX века — времени, одним из признаков которого является цитатность. Так, начало второго Кончерто гроссо напоминает произведения Вивальди, Корелли, Баха, Генделя. Но на самом деле Шнитке никого не цитировал. Просто он настолько глубоко вживался в музыкальный стиль любой эпохи, что начинал писать так же, как и его давние предшественники. С помощью разнообразных инструментов композитор соединял элементы классической, барочной и реалистической музыки.

Композиторский почерк Альфреда Шнитке весьма своеобразен, и каждое его новое произведение становилось настоящим открытием. Он писал для большого оркестра, к которому присоединял полный набор клавишных инструментов — челесту, орган, рояль, клавесин. Кроме классических инструментов, Шнитке использовал гитару и даже бас-гитару. Их применение помогало расцветить музыку ритмами и тембрами, характерными для джаз-ансамблей. Так, в частности, написана Третья симфония Альфреда Шнитке, которую композитор посвятил юбилею лейпцигского оркестра «Гевандхауз» и открытию нового концертного зала с тем же названием. На премьере дирижировал руководитель оркестра Курт Мазур.

Интересная история связана с исполнением этой симфонии. Она прозвучала в Москве в Большом зале консерватории, но при этом выяснилось, что музыка рассчитана на гораздо больший по размерам зал. Поэтому дирижер Г. Рождественский для записи симфонии на пластинку, выбрал помещение спортивного зала «Дружба» в Лужниках, куда была специально доставлена соответствующая техника. Только в таком огромном помещении все задуманное композитором было воплощено максимально выразительно.

Хоровые сочинения Альфреда Шнитке немногочисленны, но занимают в его творчестве важное место. Самое раннее из них — «Голоса природы» для десяти детских голосов. В 1976 году композитор написал небольшое сочинение на тексты Франциска Ассизского. Интерес к немецкой литературе привел к появлению «Миннезанга» — своеобразной мозаики из подлинных текстов XII—XIII веков, написанной для ансамбля из 52 солистов.

Крупнейшая работа в этом жанре — концерт для хора на слова знаменитого армянского поэта X века Григора Нарекаци. Но  Альфред Шнитке не собирался создавать стилизацию в стиле песнопений того времени. Он передал своеобразную мелодику стихов Нарекаци современными средствами. Как писал Г. Рождественский, концерт напоминает сочинения Бортнянского, Чайковского, Рахманинова. Это своеобразная музыкальная фреска, написанная современными красками и предназначенная для современных слушателей. Его звуки гармоничны и чисты, как прозрачные акварельные краски.

Смерть Альфреда Шнитке стала потрясением для всех любителей музыки в мире. Как сказал один из критиков, ушел из жизни последний гений двадцатого века.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!