Солженицын Александр Исаевич
( 1918-2008 ) русский прозаик и публицист
Александр Исаевич Солженицын родился в городе Кисловодске. За полгода до рождения сына отец погиб, и в 1924 году вместе с матерью Таисией Захаровной он переехал в Ростов.
Александр Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского университета. Здесь блестяще одаренный юноша одним из первых получил Сталинскую стипендию, учрежденную в 1940 году. Когда он перешел на четвертый курс, то параллельно поступил в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории) на заочное отделение. В то время он уже серьезно увлекался литературой и, кроме того, учился на курсах английского языка.
В 1941 году Александр Солженицын был мобилизован и после обучения на курсах в 1942 году попал на фронт. Со своей «звукобатареей», которая выявляла и подавляла вражескую артиллерию, он прошел от Орла до Восточной Пруссии. В феврале 1945 года военная цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические, «левые» оценки личности Сталина. За это молодой офицер был арестован, отправлен в Москву и получил срок 8 лет. Эти годы он провел сначала на Калужской заставе, затем четыре года — в НИИ («шарашке»), два с половиной года — на общих работах в лагерях Казахстана. После освобождения из лагеря Солженицын жил три года на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот момент биографии писателя изображен в рассказе «Матренин двор».
За это время Александр Исаевич Солженицын много писал: поэму в стихах «Дороженька», заучивая ее наизусть, пьесу «Республика труда» (1954), «роман о Марфинской шарашке» (1955—1968).
В СССР в начале 60-х годов были опубликованы его первые произведения — повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) и рассказ «Матренин двор» (1963). Эти произведения появились на исходе хрущевской «оттепели», в преддверии периода застоя. В это же время вышли в свет другие рассказы писателя: «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Захар-Калита» (1966), «Крохотки» (1966). Солженицына называли то писателем «лагерной» прозы, то представителем прозы «деревенской». Автор как-то заметил, что он нечасто обращался к жанру рассказа, в основном «для художественного удовольствия». «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».
Повесть «Один день Ивана Денисовича» первоначально называлась «Щ-854 (один день одного зэка)». В маленьком пространстве повести переплетаются многие человеческие судьбы, ранее далекие друг от друга. В этом произведении автор достигает высокого искусства сжатия, концентрации действия, и связано оно с тем, что источником движения в повести был конкретный человеческий характер.
Старуха Матрена из рассказа «Матренин двор» с ее бескорыстием и неспособностью обидеть мир явилась предшественницей старух-праведниц из повестей В. Распутина «Последний срок» и «Прощание с Матёрой», бабушки из книги Виктора Астафьева «Последний поклон».
Историю жизни Матрены автор рассказывает постепенно. Тяжело складывалась судьба героини: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, обида на колхоз, который оставил ее без пенсии. Но она не обозлилась на мир, сохранила чувство радости и жалости к другим. До конца жизни Матрена не знала отдыха. Никогда работа не была ей в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Этим качеством бессовестно пользовались все окружавшие ее люди.
Особое место в рассказе автор отводит сцене похорон. Потому что ее смерть — это начало распада, гибели нравственных устоев, которые Матрена крепила своей жизнью. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, она противостояла злу и насилию, окружавшему ее. Она сохранила свой собственный мир, особый мир праведников. Но после смерти героини рушится этот мир: дом ее растаскивают по бревнышку, родственники с жадностью делят ее скромные пожитки. И никто даже не замечает, что с ее смертью уходит что-то очень важное и ценное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
Несмотря на трагизм событий, рассказ все-таки настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.
Долгое время отечественный читатель не был знаком с романом Александра Солженицына «В круге первом» (1955—1968). Это роман о пребывании интеллигента Нержина в закрытом НИИ, в «шарашке». Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (1958— 1968) автор образно определил как «окаменелую нашу слезу». В этом произведении писатель приходит к своей излюбленной идее победы над злом через жертву, через мучительное неучастие во лжи. Солженицын произносит слова благодарности тюрьме, которая жестоко соединила его с народом: «Благодарю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни». Он становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». «... Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и через все человеческие сердца... »
В своей публицистической статье «Жить не по лжи!» писатель призывает всех жить по совести, жить по правде. «Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара». Но автор верит в то, что есть «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!»
Эта же мысль прослеживается в лекции по случаю присуждения ему Нобелевской премии по литературе (1970). Он доказывает, что писателям и художникам доступно еще большее — победить ложь.
И в публицистике, созданной во время эмиграции в США, и в работах, появившихся после возвращения на родину, Александр Исаевич Солженицын рассматривает нравственность человека как его главное достояние.
Умер 3 августа 2008 г. (89 лет) .
Добавить комментарий