Сухово-Кобылин Александр Васильевич

(1817-1903) русский драматург

По рождению драматург принадлежал к одному из самых старинных русских дворянских родов. Все мужчины в семье по традиции становились военными. Отец Сухово-Кобылина участвовал в Отечественной войне 1812 г. и вышел в отставку в чине генерала. Он считал, что его детям необходимо прежде всего получить хорошее образование, поэтому и Александр, и три его сестры с раннего детства занимались с домашними учителями.

В доме Сухово-Кобылиных еженедельно собирался литературный салон, душой которого был профессор университета и литературный критик Н. Надеждин. Старшая сестра Елизавета (по мужу Салиас де Турнемир) впоследствии стала известной писательницей. Младшая сестра Софья стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Александр занимался не только с домашними учителями, но и с вскоре сменившими их профессорами Московского университета. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Тогда же Александр Сухово-Кобылин подружился с Александром Герценом и Н. Огаревым. В 1838 г. он закончил курс университета со степенью кандидата, однако отец настоял, чтобы Александр продолжил учебу в Германии. Он слушает лекции сначала в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университете.

В Берлине Александр Сухово-Кобылин вступил в гражданский брак с француженкой Луизой Симон-Диманш. Отдавая себе отчет в том, что его действия приведут к разрыву с семьей, он оставил подругу и вернулся в Россию один. Действительно, узнав о поступке сына, отец отказал ему в содержании, и будущему драматургу пришлось поступить на службу в канцелярию московского генерал-губернатора. Александр Васильевич Сухово-Кобылин показал себя аккуратным и исполнительным чиновником, и вскоре его произвели в титулярные советники.

Он снимает в Москве квартиру, куда приезжает из-за границы его гражданская жена. Постепенно отношения с отцом налаживаются, осенью 1847 г. Сухово-Кобылин отправляется в поездку по семейным имениям. Ему удается восстановить регулярное поступление доходов и организовать работу на принадлежащих семье золотых приисках. Вернувшись из поездки, Александр Сухово-Кобылин получает от отца права на управление имениями и другой собственностью. Став обеспеченным человеком, он выходит в отставку и вместе с женой и дочерью поселяется в родовом доме семьи в Харитоньевском переулке.

Казалось, жизнь Сухово-Кобылина наладилась. Однако ночью 8 ноября 1850 г. его камердинер вместе с горничной убивают Л. Симон-Диманш. Сам он тогда находился в отъезде и не смог представить алиби, поэтому стал основным подозреваемым, поэтому его арестовали и заключили в тюрьму. Через неделю ему удалось освободиться под денежный залог. Следствие велось медленно, и только через год суд подтвердил невиновность Александра Сухово-Кобылина, а его крепостных приговорил к каторжных работам.

После суда он сразу же уехал из Москвы в одно из имений, где начал работать над своей первой комедией «Свадьба Кречинского». Сюжет пьесы драматург заимствовал из рассказа одного из своих знакомых. Конкретная житейская история становится поводом для обличения провинциального быта. Работа над комедией была неожиданно прервана, так как по требованию адвоката против Сухово-Кобылина было возобновлено уголовное дело. Обвинение постепенно продвигалось по инстанциям, и 6 января 1854 г. по распоряжению Николая I была организована чрезвычайная следственная комиссия.

Александр Васильевич Сухово-Кобылина вновь арестовали, и теперь он проводит в тюрьме почти полгода. За это время он заканчивает комедию и передает рукопись своему другу, актеру Малого театра П. Садовскому. Чтение проходило в доме актера, по просьбе Садовского дирекция театра направило пьесу на цензуру. Выйдя из тюрьмы, Сухово-Кобылин узнал о том, что его комедия запрещена по указанию Третьего отделения. Только через полгода, после того как он был полностью оправдан, запрет был снят. 1 июня 1855 г. комедия была разрешена к постановке в Малом театре.

Пока шли репетиции пьесы, комедия успела разойтись в рукописных списках. В конце сентября 1855 г. в «Московских ведомостях» появляется восторженный отзыв о постановке «Свадьбы Кречинского» в Малом театре. Практически одновременно драматург узнает, что против него снова возбуждено уголовное дело. Вскоре после премьеры комедии он едет в Петербург, почти три месяца тратит на хождение по инстанциям, но ему так и не удается отвести от себя нелепые подозрения.

Во время пребывания в Петербурге Александр Сухово-Кобылин знакомится с Н. Некрасовым. Одновременно с премьерой комедии в Александрийском театре она выходит в пятом номере «Современника». Автор начинает работу над своей второй комедией — «Дело». В одном из писем он указывает на то, что постарался отразить свои переживания, которые испытал во время хождения по инстанциям.

Сухово-Кобылин продолжал добиваться окончательного решения по своему делу. Но только через год, осенью 1857 года, Государственный совет окончательно оправдал драматурга, который при этом был приговорен к церковному покаянию за незаконную любовную связь. Приговор сразу же утвердил Александр II, тем самым закончив семилетнее преследование писателя. Узнав о решении по своему делу, Александр Сухово-Кобылин завершает все свои дела в стране и в начале 1858 г. уезжает за границу. Перед отъездом драматург показывает свою новую комедию Михаилу Щепкину, тот приходит в восторг, но признается, что в России ее не удастся поставить.

В Германии Александр Сухово-Кобылин живет на разных курортах, постепенно возвращается к обычной светской жизни. На одном из приемов он познакомился с недавно овдовевшей французской баронессой Мари де Буглон. Дружеские отношения вскоре перешли в любовные, и в августе 1859 г. Сухово-Кобылин женился. Однако семейное счастье продолжалось недолго, так как через год жена умерла от туберкулеза, а драматург остался с дочерью от первой жены.

В начале 1861 г. он завершил комедию «Дело» и напечатал ее в одной из лейпцигских типографий с пометой «для частного пользования». Переехав во Францию по приглашению своего друга П. Анненкова, Александр Сухово-Кобылин вновь пытается возобновить светскую жизнь. Он знакомится с английской писательницей Э. Смит, у них завязывается роман. Но в середине 1862 г. драматург, узнав о тяжелой болезни матери, уехал в Россию. Похоронив мать, он начал хлопоты с целью получения разрешения на постановку комедии. Его поддерживал Александр Островский, который тогда возглавлял театральный комитет при дирекции императорских театров. Однако управляющий Третьим отделением запретил не только постановку пьесы, но и печатание ее в России. Сухово-Кобылин вновь отправляется за границу и из Германии пересылает текст комедии вместе с письмом императрице.

Осенью 1867 г. писатель женился на Э. Смит. Супруги поселились в поселке Болье, расположенном неподалеку от Ниццы. Вскоре Сухово-Кобылин приобрел дом и попытался наладить семейный быт. Однако в конце сентября 1867 г. неожиданно умерла его младшая сестра, а в конце января следующего года — и жена.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин вернулся в Россию, где узнал, что по просьбе императрицы ему разрешили напечатать тексты своих комедий. Он был погружен в работу над заключительной пьесой — «Смерть Тарелкина», практически безвыездно проживая в своем имении Кобылинка вместе с отцом. В апреле 1873 г. умер отец, и драматург поселился там вместе со своей овдовевшей сестрой Елизаветой. Он переделывает тексты комедий, через год получает цензурное разрешение напечатать произведения под новыми названиями.

Пьеса «Отжитое время» ставится сначала в Малом, а затем в Александрийском театре. С середины 1882 г. пьесы Сухово-Кобылина идут по всей России. К драматургу приходит литературная известность. Однако пьеса «Смерть Тарелкина» не была разрешена к постановке, и только в 1899 г. она была поставлена под названием «Расплюевские красные дни».

Александр Сухово-Кобылин ведет интенсивную литературную жизнь: пишет статьи, памфлеты, работает над воспоминаниями. Он пытается получить разрешение на издание неискаженного цензурой текста произведений, но терпит неудачу, хотя его пьесы не сходят с театральных подмостков.

В 1895 г. торжественно отмечают сорокалетие постановки «Свадьбы Кречинского». По инициативе П. Садовского выходит подарочное издание пьесы с иллюстрациями фотографа Фишера, запечатлевшего сцены из разных постановок спектакля.

Драматург продолжает основное время проводить в своем имении. В декабре 1899 г. размеренное течение его жизни опять нарушается: во время его отъезда в Москву в имении происходит пожар, в огне погибают библиотека и архив. Драматург тяжело пережил утрату, в начале 1900 г. он вновь уехал за границу и поселился в Болье. Не разрывая связей с Россией, он добивался разрешения на постановку пьесы «Смерть Тарелкина», готовил к изданию полный текст трилогии.

В январе 1901 г. Александр Васильевич Сухово-Кобылин познакомился с Антоном Чеховым, между ними завязываются дружеские отношения. Они регулярно встречаются до отъезда Чехова в Баденвейлер. Сухово-Кобылин восстанавливает измененный финал пьесы «Смерть Тарелкина» и редактирует французский перевод «Свадьбы Кречинского». В начале 1902 г. он даже приезжает в Париж, чтобы присутствовать на генеральной репетиции пьесы. Но в то время у него открылся туберкулезный процесс, и драматург был вынужден вернуться в Болье, не дождавшись премьеры. Там он узнал о своем избрании почетным академиком Академии наук. Силы драматурга были уже на исходе, и ранней весной 1903 г. Александр Сухово-Кобылин умер на руках своей дочери.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!