Тициан (Тициано Вечеллио)

(1476,1477 или 1480-1576) итальянский художник

Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто завершает эпоху Возрождения в итальянской живописи. Хотя это время славилось целой плеядой крупнейших художников, именно Тициан оказал особенно значительное воздействие на мастеров последующих поколений. О влиянии его творчества говорили П. П. Рубенс и Д. Веласкес, Э. Делакруа и В. Суриков.

Родиной Тициана был маленький городок Кадоре, затерявшийся в предгорьях Доломитовых Альп. Семья Вечеллио была одной из самых уважаемых в этом городе, и ее члены на протяжении многих поколений были членами городского магистрата. Отец художника, Грегорио Вечеллио, был широко образованным человеком и передал свою страсть к знаниям детям, Тициано и его старшему брату Франческо, который умер в ранней юности.

Тициан уже в возрасте девяти лет был отправлен в Венецию, где жил его дед, известный в городе юрист. Он отдал внука в мастерскую к не менее известному в городе художнику Себастьяну Цукато. В его доме, который вскоре стал для него родным, Тициан провел многие годы, причем не только учился, но и помогал хозяину работать над мозаиками собора святого Марка.

Освоив мозаичную технику, Тициан по совету своего учителя перешел в мастерскую художников Беллини. Мозаикой там с ним занимался Джентиле Беллини, а живописью — его старший брат, великий итальянский художник Джакомо Беллини. В доме братьев Беллини, который был центром художественной жизни Венеции, Тициан познакомился со многими деятелями искусства и культуры того времени и, по-видимому, впервые осознал себя человеком Возрождения. С тех пор его творчество стало носить разносторонний характер, охватывая все области культуры. Учеба у Беллини помогла ему стать искусным мастером, овладеть многими приемами живописи маслом.

В 1507 году Тициан покинул дом братьев Беллини и поступил в мастерскую крупнейшего итальянского художника Джорджоне. Однако период его ученичества продлился всего три года, поскольку в 1510 году Джорджоне скоропостижно скончался. Но пребывание в его доме стало для юноши настоящим университетом.

Ближайшим другом Джорджоне был знаменитый венецианский книгоиздатель и гуманист Альд Мануций. Тициан становится активным участником диспутов в доме Мануция и даже запечатлевает своего учителя на заказанной ему картине «Встреча Папы Александра I и императора Фридриха Барбароссы».

Джорджоне вскоре начинает поручать Тициану работу по завершению своих заказов и вместе с ним расписывает своды дворца немецкого подворья в Венеции. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. После нее молодой художник получает большой заказ на росписи одного из падуанских монастырей. В этом городе художник проводит почти два года. После завершения росписей последовало приглашение от Папы Римского Льва X стать его официальным художником. Однако в это время Тициан уже находится на службе у венецианского дожа, и отъезд из города становится для него невозможен.

Поэтому он отклоняет столь лестное приглашение и с этого времени работает преимущественно в Венеции, где организует собственную мастерскую и нанимает нескольких помощников. Тициан покидает Венецию лишь на несколько месяцев в 1511 году, спасаясь от начавшейся в городе эпидемии чумы.

Художник оказывается буквально заваленным заказами как от различных церковных учреждений, так и от аристократов. Однако главным для себя он считает работу у правящего дожа, который жалует ему годовое содержание в сто венецианских дукатов.

Правда, вскоре у Тициана завязываются дружеские отношения с герцогом Феррары Альфонсом Д'Эсте. Он несколько раз навещает герцога в Ферраре и пишет его портрет, а также несколько заказанных ему картин.

Тициан никому не подражает. Он находит собственный стиль в живописи, где сочетается тщательность рисунка с глубиной психологической характеристики модели. Основное внимание художник всегда уделяет лицу, а костюмы и фон оставляет без каких-либо деталей, способных задержать взгляд. Он не принимает холодной живописи парадных портретов, главным для него было не изображение человека или события, а создание увлекательного рассказа о нем.

В 1525 году Тициан женился на своей возлюбленной Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Горацио. В венецианском доме Тициана собирается своеобразный литературно-художественный салон, его центром является сам художник, а также знаменитый итальянский гуманист Пьетро -Аретино. Частым гостем в доме Тициана был историк живописи Дж. Вазари.

В 1529 году Тициан отправляется в Болонью, где пишет первый портрет императора Карла V. С этого времени художник будет время от времени писать портреты императора, углубляя его характеристику. Всего он написал три портрета Карла V и один групповой, изобразив короля вместе с Папой Римским.

5 августа 1530 года умирает жена Тициана Чечилия. Художник настолько потрясен этой утратой, что оказывается не в состоянии жить в доме, где прошли счастливые годы его жизни. Он покидает уютную обжитую мастерскую и переезжает в новый дом.

Между тем слава его неуклонно растет, заказы сыплются один за другим. Художник ненадолго приезжает в итальянский город Урбино, где пишет портрет местного герцога и его жены, Элеоноры Гонзаго. Для семьи Гонзаго Тициан выполняет не только портреты, но и эскизы посуды, в частности, столового сервиза из серебра.

Но наибольшей популярностью у заказчиков все же пользуются его портреты. Художнику охотно позируют как его друзья Пьетро Аретино, историк Б. Варки, так и самые обычные люди с улицы, наброски лиц которых живописец использует для своих исторических картин — цикла работ «Двенадцать цезарей».

В 1543 году художник вновь приезжает в Болонью, где пишет совместный портрет Карла V и Папы Римского Павла III. Он настолько нравится Папе, что тот тут же заказывает художнику индивидуальный портрет. По приглашению Папы Тициан приезжает в Рим, где его принимают как высокого гостя. Он пишет портрет Павла III с внуками, а также свою знаменитую картину «Даная» и ряд композиций на библейские сюжеты.

Но в них появляются новые темы — драматической борьбы, сверхчеловеческих сил, страданий и ненависти к угнетателям. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Мало того, в образе Пилата он запечатлел черты итальянского гуманиста Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев — венецианского дожа. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Папа Римский отказывает Тициану в должности официального художника при папском дворе, а герцог Флоренции Козимо Медичи отменяет свои заказы. Поэтому художник вместе со своим сыном Горацио покидает Италию и по приглашению императора Карла V приезжает в Аугсбург. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии.

В Аугсбурге Тициан прожил почти год, а потом ненадолго вернулся в Венецию, но вскоре опять уехал в Германию из-за неблагоприятной общественной ситуации.

При дворе Карла V Тициан много и плодотворно работает, особенно много заказов он получает от короля Испании Филиппа II. Увидев работы художника, король заказывает ему не только свой портрет, но и много других картин. В сущности, испанский король полностью содержит художника за счет своих заказов.

В начале пятидесятых годов Тициан возвращается в Венецию, но продолжает работать для испанского короля. Все попытки наладить отношения с венецианским правителем кончаются неудачей. Только в 1566 году отношение к Тициану на родине начинает меняться. Вместе с известнейшими художниками Палладио и Тинторетто Тициан избирается членом Флорентийской академии рисунка.

С этого времени у него снова появляются заказы среди итальянской знати, а также заказы на эскизы росписей для храмов. Из-за преклонного возраста художник не может сам работать на высоких подмостках и вынужден лишь наблюдать за работой своих помощников.

В последние годы жизни его самым близким другом остается итальянский историк Дж. Вазари, оставивший прекрасное описание этих лет жизни Тициана.

Комментарии

Очень интересно написано, легко читается, нет лишней информации. Спасибо за грамотный текст!

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!