Вайнеры Аркадий и Георгий
Вайнер Аркадий Александрович(род. в 1931 г. )
Вайнер Георгий Александрович(род. в 1938 г. ) российские писатели
Советские писатели никогда особенно не блистали в жанре детектива, но и в их среде были свои кумиры. Первыми среди них считались братья Вайнеры, произведения которых шли нарасхват. К 1990 году их общий тираж намного превысил миллион экземпляров. Детективные истории братьев Вайнеров отличались жизненной достоверностью, психологической глубиной, хорошим знанием того, как раскрываются преступления. И Георгий, и Аркадий Вайнеры действительно все это знали не понаслышке.
Младший из братьев, Георгий Вайнер, сразу после окончания школы поступил на юридический факультет Московского университета. А вот Аркадий Вайнер сделал свой выбор не сразу. В школе он увлекался математикой и физикой и хотел стать инженером. Закончив школу с золотой медалью, Аркадий поступил в Московский авиационный институт, но проучился там только один семестр, после чего перешел в МГУ, где уже учился Георгий.
Правда, после окончания университета пути братьев paзошлись. Георгий Вайнер избрал для себя карьеру журналиста, а Аркадий устроился работать в милицию. Он начинал оперуполномоченным 21-го отделения милиции Москвы, которое находилось неподалеку от ВДНХ. Эта работа дала будущему писателю прекрасное знание повседневной жизни участкового инспектора и привнесла в каждую его книгу яркую фактурность.
Аркадий Вайнер проработал в милиции более двадцати лет и прошел путь от рядового инспектора до следователя по особо важным делам. Накопленный за годы работы огромный опыт позже был использован в процессе создания романов.
Братья Вайнеры начали писать в 1965 году. Аркадий как-то сказал, что их с братом вдохновил пример приятеля, который много лет проработал в разведке, а когда вышел в отставку, написал три романа.
Первая их повесть - «Часы для мистера Келли» - была опубликована в журнале «Смена». В ней Вайнеры только нащупывали свой будущий стиль. Но уже в первом романе проявилась главная особенность их последующих произведений - безупречно выстроенный сюжет и фактическая точность. Читатель продолжает оставаться в напряжении до самого конца действия. В этом же произведении впервые появился и их постоянный герой - инспектор Станислав Тихонов. В романах Вайнеров он прошел по такой же лестнице должностей, как и сам Аркадий. Роман несколько раз переиздавался, а затем на его основе сняли кинофильм.
Настоящая же популярность пришла к Вайнерам после публикации в журнале «Огонек» второго их произведения - «Ощупью в полдень» (1968). После его публикации братья поняли, что нашли свое настоящее призвание. Однако Аркадий Вайнер ушел из милиции лишь после выхода третьего романа - «Я - следователь», по которому вскоре был поставлен фильм. В нем главную роль сыграл грузинский певец В. Кикабидзе. А Георгий в то время еще продолжал работать корреспондентом ТАСС.
С начала семидесятых годов в творчестве Вайнеров четко определяются две линии. Одна из них - это чисто детективные романы, лучшим из которых считается «Эра милосердия» (1966). Почти сразу после выхода этого произведения братья написали на его основе киносценарий, и через несколько лет по нему был снят известный многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». В главных ролях снялись Владимир Высоцкий и В. Конкин.
Кроме романов, Вайнеры написали цикл повестей, объединенных образом детектива-рассказчика Станислава Тихонова, - «Не потерять человека» и «Город принял».
Второе направление в творчестве писателей - это создание многоплановых произведений, в которых детективный сюжет сочетается с исторически конкретным образом. Первым таким опытом стал их роман «Визит к Минотавру», по которому тоже был снят многосерийный фильм.
Действие произведения искусно развивается вокруг истории расследования того, как была похищена скрипка Страдивари. В основе интриги лежало реальное событие - кража ценнейшего инструмента у известного скрипача Д. Ойстраха. И так же реальны действия следователей по раскрытию этого громкого преступления. Параллельно перед читателем проходит история жизни великого скрипичного мастера. Но Вайнеры не просто соединяют две сюжетных линии, а используют их для откровенного разговора о проблемах художественного творчества и ответственности художника.
Второе произведение из этого цикла - роман «Лекарство для Несмеяны» (или «Лекарство против страха»). В нем детективный сюжет объединен с рассказом о жизни и деятельности знаменитого немецкого врача Парацельса. Биография известного деятеля вновь становится фоном для развития действия.
Точно такой же прием братья Вайнеры использовали и для создания своего следующего романа - «Карский рейд» (1983), в котором детективная интрига строится на основе реального исторического события, рассказа об истории экспедиции к Северному полюсу.
Вайнеры всегда искусно запутывают читателя, то ускоряя, то замедляя действие, то вводя ложные сюжетные ходы. Но оно почти всегда заканчивается неожиданной развязкой. В восьмидесятые годы писатели впервые обратились к жанру исторического детектива. Роман «Петля и камень в зеленой траве» (1990) посвящен расследованию злодейской расправы с артистом С. Михоэлсом. Вайнеры собрали огромный фактический материал. История политического убийства превратилась в настоящий обвинительный акт одного из самых мрачных периодов российской истории.
Заметим, что наряду с Анатолием Рыбаковым, автором известного романа «Дети Арбата», братья Вайнеры одними из первых привлекли внимание широкой публики к бытовым подробностям периода тоталитарного режима и в какой-то степени приоткрыли завесу тайны над делами давно минувших дней.
Этот роман имел большой успех, и у Вайнеров родилась идея написать новое произведение в жанре политического детектива - «Евангелие от палача». Отправной точкой для писателей стала история жизни одного из подручных Лаврентия Берии, вокруг которой они выстроили рассказ об убийцах и преступниках из МГБ-КГБ. Рядовой исполнитель преступных приказов превращается в масштабную фигуру, на примере которой писатели показывают преступность любого тоталитарного общества.
В 1991 году пути братьев снова разошлись. Георгий Вайнер уехал в США, причем это произошло на пике популярности их писательской деятельности, и многие назвали этот шаг настоящим самоубийством. Однако он уехал не потому, что хотел большей славы. Как заявляет сам писатель, он устал от того общества, которое его окружало.
В США Георгий Вайнер не остался без дел: он вскоре стал главным редактором журнала «Новое русское слово». Постепенно продолжил и литературную работу, написав два киносценария для американского и итальянского телевидения.
Несмотря на то, что теперь братья Вайнеры живут в разных странах, их творческое содружество продолжается. В настоящее время они работают над романом о деятельности транснациональных преступных групп. Свой замысел соавторы называют сверхсовременным.
Аркадий Вайнер продолжает жить и работать в Москве. Он занят подготовкой нового телевизионного проекта - продолжением сериала «Место встречи изменить нельзя». В нем будут использованы сохранившиеся кадры съемок Высоцкого, которые не вошли в прежний фильм.
Большую популярность в последние годы приобрела и другая представительница этой семьи - Наталья Дарьялова, дочь Аркадия Вайнера. Она работает корреспондентом одной из русскоязычных телекомпаний. Но эта работа составляет малую часть того, чем занята Дарьялова. Она была автором и ведущей программы «У всех на устах» на РТР, выступает продюсером цикла фильмов о России, который снимается вместе с Эй-Би-Си. Дарьялова обладает поразительной энергией и добилась появления собственного телеканала в дециметровом диапазоне. Канал так и называется - «Дарьял-ТВ».
Она утверждает, что не болеет «звездной болезнью», несмотря на то, что выросла в знаменитой семье и родители нежно любили ее. Точно так же Наталья старается воспитывать и своих детей: не берет с собой на модные светские вечеринки, всегда внимательно выслушает, если они хотят поделиться с ней своими секретами.
Сейчас на книжном рынке России появилось огромное количество детективов зарубежных авторов, пишут романы в жанре детектива и молодые российские писатели. На этом фоне советская детективная литература в значительной мере потеряла свою былую привлекательность. Забыты и многие писатели, которые раньше работали в этом жанре. Но братья Вайнеры чутко уловили потребности времени. Кроме романа о деятельности международных преступных групп, они разрабатывают еще один проект - сценарий 52-серийного документального фильма о деятельности Интерпола. Картина будет сниматься на английском телевидении, ее показ запланирован в 177 странах, которые являются членами этой организации.
В отличие от своего брата, Аркадий Вайнер не только постоянно живет в России, но и демонстрирует свою явную приверженность к родному отечеству, он принципиально отдыхает в родной Малаховке, где собирает свою семью, состоящую из жены и двух внучек. Им категорически запрещается говорить по-английски.
Вместе со своей дочерью писатель появляется на различных светских мероприятиях. В связи с юбилеем выпуска российских бумажных денег он принял участие в подготовке новой купюры и даже позировал на ее фоне. В награду заядлый курильщик получил японский мундштук.
Добавить комментарий