Зощенко Михаил Михайлович
(1895-1958) русский писатель-сатирик
Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника. В 1913 году он закончил учебу в гимназии и поступил в Петербургский университет на юридический факультет, а когда началась война, не окончив курса, добровольцем отправился на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Демобилизовался из армии после Октябрьской революции в чине штабс-капитана. В течение нескольких лет Зощенко переменил много профессий: был сапожником, актером, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.
Первый рассказ Михаила Зощенко был опубликован в 1921 году. А первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) представляет собой сборник коротких юмористических новелл, в которых действующие лица, преимущественно мещане, пытаются освоиться в новых революционных условиях.
Именно «маленькие люди» нового времени, составляющие большинство населения страны, претендовали на роль главных действующих лиц. Поэтому монтер из одноименного рассказа полагает, что фигура номер один в театре — это, конечно, он, Иван Кузьмич Мякишев, а не тенор и не дирижер.
Зощенко не ставил перед собой цель высмеять людей, он предлагал им взглянуть на себя со стороны.
«...Я стою за перестройку читателей, а не литературных персонажей, — отвечал писатель своим корреспондентам в печати. — И в этом моя задача. Перестроить литературный персонаж — это дешево стоит. А вот при помощи смеха перестроить читателя, заставить читателя отказаться от тех или иных мещанских и пошлых навыков — вот это будет правильное дело для писателя».
Большую популярность ему принесли повести «Возвращенная молодость» (1933), «Голубая книга» (1934), а также сатирические пьесы.
Кроме сатирических произведений, Михаил Михайлович Зощенко пишет для детей цикл рассказов «Умные животные», «Леля и Минька», «Рассказы о Ленине».
Значительное место в творчестве писателя занимают фельетоны. Произведения Михаила Зощенко разнообразны по жанру и манере повествования.
Но в середине 40-х годов они перестали появляться в печати. Это произошло после постановления ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» с критикой в адрес Зощенко и Ахматовой. Критики увидели в его произведениях желание намеренно исказить действительность и посмеяться над строителями новой жизни.
«В сущности, судьба Зощенко, — писал Вениамин Каверин, — почти не отличается от бесчисленных судеб жертв сталинского террора. Но есть и отличие, характерное, может быть, для жизни всего общества в целом: лагеря были строго засекречены, а Зощенко надолго, на годы, для примера был привязан на площади к позорному столбу и публично оплеван. Потом, после смерти Сталина, вступило в силу одно из самых непреодолимых явлений, мешающих развитию естественной жизни страны, — инерция, боязнь перемен, жажда самоповторения. К положению Зощенко привыкли. Дело его унижения, уничтожения продолжалось по-прежнему совершенно открыто — в нем уже участвовали тысячи людей, новое поколение. Теперь оно совершалось безмолвно, бесшумно...»
В 1957 году Михаила Михайловича Зощенко восстановили в Союзе писателей, но слава к нему вернулась только после смерти. Читатели учились смеяться над собой, видели себя со стороны, потому что они распознавали пошлость, которую Зощенко обозначал в своих рассказах.
Единственный читатель, которому дали выступить на похоронах Михаила Зощенко, сказал: «Вы не только смешили, вы учили нас жить...»
Добавить комментарий