Александров Григорий Васильевич
(настоящая фамилия - Мормоненко)
(1903-1983) русский советский актер и режиссер
Григорий Васильевич Александров вошел в историю советского кино как человек, создавший особый стиль в искусстве тридцатых годов. Вместе с тем пять его комедий являются своеобразным этапом и в развитии мировой кинематографии, поскольку именно в них была создана система выразительных средств эксцентрического кино.
Будущий кинорежиссер родился в Екатеринбурге в семье горнорабочего. До революции он сменил множество профессий, а после 1917 года поступил в местный драматический театр, пройдя путь от рабочего сцены до помощника режиссера.
В 1921 году вместе с Иваном Пырьевым, также будущим известным режиссером, Александров приехал в Москву для продолжения образования. Он начал работать в Первом рабочем театре Пролеткульта, где познакомился с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. С тех пор и началось их творческое сотрудничество.
Григорий Александров играл в спектаклях Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты)- и «Слышишь, Москва». Ему приходилось выполнять сложнейшие цирковые трюки, поскольку Эйзенштейн в то время находился под сильным влиянием концепции театрального искусства Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который предпочитал игровое начало условному, театральному.
В 1924 году вместе с группой Эйзенштейна, Григорий Александров перешел работать в кинематограф. Он становится ближайшим сотрудником и соавтором режиссера, а в картинах «Броненосец «Потемкин»» (1925) и «Октябрь» является его сорежиссером.
Вместе с Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ, Александров отправился в длительную заграничную командировку (1929-1932), во время которой снял несколько фильмов: в Женеве - первый швейцарский фильм «Горе и радость женщины», а в Мексике - полнометражную картину «Так живет Мексика» (завершена под названием «Да здравствует Мексика!» в 1974 году).
По возвращении, Григорий Александров приступает к работе над первой звуковой кинокомедией «Веселые ребята» (в зарубежном кинопрокате - «Москва смеется»). Фильм стал дебютом в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта Василия Лебедева-Кумача и певца Леонида Утесова, а также актрисы Любови Орловой.
Картина получила неоднозначную оценку в критике, однако сразу же завоевала симпатии зрителей. Она была необходима как воздух в сложной, драматической, противоречивой обстановке тридцатых годов. Картина получила приз международного кинофестиваля в Венеции и мировую известность.
В последующих фильмах, Григорий Васильевич Александров развивал жанр эксцентрической музыкальной комедии, добиваясь органического сочетания игры актеров, музыки и драматургии. Впервые в мировой практике он стал снимать игровые эпизоды на заранее записанную фонограмму, с тем чтобы добиться максимальной синхронности звука.
Все комедии Александрова были заранее обречены на успех - «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) и «Весна» (1947). Популярности картин способствовал безукоризненный вкус Александрова и тонкое чувство условности жанра. Он смог создать в каждой из картин особый мир комедийных ситуаций, психологически достоверных характеров и в то же время ни на шаг не отступал от законов жанра. Вот почему его герои и смешны, и трагичны одновременно, как, например, Маргарита Львовна в исполнении Фаины Раневской в фильме «Весна».
Открытый Григорием Александровым принцип построения фильма, где драматическое действие объединяет ряд музыкальных номеров, был использован многими режиссерами как русского, так и мирового кино. Вспомним хотя бы «Карнавальную ночь» и «Иронию судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова.
В конце сороковых годов Александров обращается к политическому и историческому кино. Однако популярность картин «Встреча на Эльбе» (1950), «Композитор Глинка» (1952) намного уступала популярности его комедий. Он не нашел нового стиля для другого времени, равно как и нового драматургического его решения.
В поисках наиболее эффективного использования кинематографической техники, Григорий Александров вновь обратился к жанру музыкального обозрения и создал экспериментальные фильмы - «Человек человеку» (1958) и «Русский сувенир» (1960), оставшиеся практически не замеченными широким зрителем.
Две последние работы режиссера - картина-биография «Любовь Орлова» и политический детектив «Скворец и Лира» - фактически посвящены его жене и верному другу - Любови Орловой. Благодаря ее блестящей игре фильмы остались в истории кинематографии.
Значение творчества Григория Васильевича Александрова выходит далеко за пределы того времени, когда он создавал свои лучшие картины, поскольку разработанные им режиссерские приемы продолжают использоваться и поныне. Важно отметить и роль языковых средств в создании картин. Многие выражения из фильмов стали афоризмами: «Красота - это страшная сила»; «А без воды - и ни туды, и ни сюды»; «Возьми трубку, я буду тебе телефонировать».
Добавить комментарий