Мейерхольд Всеволод Эмильевич
(1874-1940) советский режиссер, актер, театральный деятель
Творческая биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда настолько богата событиями, что ее с избытком хватило бы на несколько человеческих жизней.
Всеволод Мейерхольд родился в Пензе в небогатой еврейской семье. Его творческий путь начался в Московском Художественном театре, где он проработал четыре года. Однако, не удовлетворенный системой Станиславского, Мейерхольд в 1902 году покинул труппу и отправился в российскую провинцию. В течение двух лет он работал в различных провинциальных театрах, выступая как актер и как режиссер.
В 1905 году Всеволод Мейерхольд вернулся в Москву и организовал собственную театральную студию. На ее сцене он поставил спектакль «Смерть Тинтажиля» по пьесе Мориса Метерлинка. В этой постановке были соединены приемы драмы и балета, сделано оригинальное цветовое и звуковое оформление на музыку И. Саца.
Из Москвы Мейерхольд переезжает в Петербург и начинает работать в только что открывшемся театре Веры Федоровны Комиссаржевской. Он продолжает экспериментировать и, кроме драматических пьес, ставит несколько пантомим. Эта форма была ему необходима для овладения условностями сценической игры.
Постепенно от драматических произведений Всеволод Эмильевич Мейерхольд переходит и к постановкам пантомим по специально написанным сценариям. Любопытно, что одновременно со Станиславским он пытался поставить символистскую пьесу Александра Блока «Балаганчик». Естественно, что спектакль должен был отразить творческое кредо каждого из режиссеров.
В эти годы Всеволод Мейерхольд также выступает как драматический актер и даже как балетный танцовщик. Так, в 1910 году он исполнил партию Пьеро в балете «Карнавал», поставленном Михаилом Фокиным в Мариинском театре.
Своеобразным этапом в жизни Мейерхольда стала его работа над драмой Михаила Лермонтова «Маскарад», музыку к которой написал известный композитор А. Глазунов.
В 1911 году Всеволод Мейерхольд поставил балетный спектакль «Пизанелло» для актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн на сцене театра Шатле в Париже. Так постепенно к нему приходит и европейская известность.
Мейерхольд принадлежал к тем художникам, которые горячо и искренне приняли Октябрьскую революцию. Он возглавил движение «Театральный Октябрь», целью которого было преобразование культуры в новых исторических условиях.
В постановке пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», Всеволод Мейерхольд отошел от традиционного сценического образа, объединив публику и актеров в едином действии. В 1924 году режиссер организовал собственный театр, где впервые поставил классические пьесы XIX века — «Ревизор» Н. Гоголя и «Лес» Александра Островского. В работе над ними он использовал приемы русского балагана, добиваясь яркой зрелищности и предельной сатиричности.
Спектакль Мейерхольда «Ревизор» по Гоголю описан в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Зрителям казалось, что все буквально перевернуто с ног на голову, сценическое пространство в привычном его понимании переставало существовать. Все буквально ходило ходуном, а главным героем оказывались стулья.
Однако Всеволод Эмильевич Мейерхольд больше экспериментировал с современными пьесами — произведениями В. Вишневского, Владимира Маяковского, И. Сельвинского, Н. Эрдмана. В работе над ними он стремился соединить старое и новое, поэтику русского авангарда и приемы итальянской комедии масок. Критика встречала каждую новую постановку Мейерхольда как скандальное происшествие.
Понятно, что деятельность режиссера не укладывалась в жесткие рамки нового искусства, которое требовало от него развития одной темы — темы революции, причем он был строго ограничен в выборе художественных средств.
В постановках тридцатых годов все сильнее начинает звучать тема грядущей трагедии. Вот почему в конце тридцатых годов Всеволод Мейерхольд был репрессирован, как и многие деятели русской культуры. Никто не знает точно, когда он погиб, а существующая дата его смерти установлена приблизительно.
Идеи Всеволода Мейерхольда продолжали жить и развиваться, в 1964 году они получили блестящее воплощение в Московском театре на Таганке у режиссера Ю. Любимова. Здесь так же, как и в театре Мейерхольда, почти нет декораций, минимально используется реквизит, поэтому все внимание сосредоточено на игре актеров, которые включены в активное сценическое действие.
Последователем Всеволода Эмильевича Мейерхольда считает себя и другой известный российский режиссер — В. Фокин.
Добавить комментарий