Петров Евгений
(настоящее имя — Катаев Евгений Петрович)
(1903-1942) русский прозаик
В отличие от своего будущего соавтора, И. Ильфа, Евгений Катаев в юности совсем не помышлял стать писателем. Он родился в Одессе, в семье учителя и закончил ту же классическую гимназию, что и его старший брат Валентин, в шестнадцать лет уже напечатавший в одесских газетах несколько стихотворений.
Детство закончилось с неожиданной смертью отца. Евгению пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Закончив гимназию в 1920 году, он становится корреспондентом ЮгРОСТА, а чуть позже — сотрудником уголовного розыска, в котором проработал три года. Именно Евгений стал прототипом главного героя повести «Зеленый фургон», написанной его знакомым и земляком В. Козачинским.
В 1923 году по примеру своего брата он приезжает в Москву и с его помощью вскоре устраивается в журнал «Красный перец». Чтобы читатели не путали двух братьев, Евгений и стал писать под псевдонимом Петров.
Правда, Петровым он стал не сразу. Первые рассказы вышли за подписью «иностранец Федоров». В 1924—1925 годах он печатает фельетоны, юмористические зарисовки, короткие рассказы. В 1925 году происходит его знакомство с Ильей Ильфом. Однако вскоре Евгения Петрова призвали в армию, и по-настоящему они сблизились лишь через два года.
Можно сказать, что Евгений Петров прошел традиционный для молодого писателя тех лет путь. Он обладал великолепным даром рассказчика — впрочем, кто из одесситов не был способен на розыгрыши — и «набивал» руку в мелком газетном жанре.
Совместный путь Евгения Петрова и Ильи Ильфа начался опять-таки с журналистской работы: вместе они публикуют в журнале «Смехач» темы для фельетонов и карикатур, короткие сатирические рассказы в «Правде», «Огоньке», «Чудаке». А летом, проехав по Крыму и Кавказу, пишут юмористический дневник, в котором впервые увидели свет многие сюжеты, вошедшие позже в их романы.
Однако Евгений Петров работал и самостоятельно: писал киносценарии, а в 1926—30 годах напечатал несколько сборников собственных юмористических рассказов.
Идею первого совместного романа «Двенадцать стульев» им предложил Валентин Катаев, ставший к тому времени известным писателем. Предполагалось, что Ильф и Петров будут писать текст как бы «начерно», а окончательно, «рукой мастера», его будет доводить Катаев. Но уже после первых глав он отказался от такой схемы работы, увидев, что доделывать просто нечего.
Сюжетная схема, построенная на поиске стула с сокровищами, имела для соавторов лишь вспомогательное значение. В романе они занимались тем же, чем до сих пор, — каждую главу стремились превратить в едкий фельетон.
Роман печатался в течение всего первого полугодия 1928 года в литературном журнале «30 дней» и сразу же стал популярным — второе издание разошлось мгновенно. Практически одновременно его начали переводить на европейские языки, и концу десятилетия он был издан практически в каждой крупной стране континента.
Успех романа объяснялся, как это ни странно, злободневностью и узнаваемостью происходивших событий. И основное место действия, и обстановка отдельных эпизодов (театр Колумба, разительно напоминающий театр Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, рабочий день в редакции газеты «Станок», общежитие имени монаха Бертольда Шварца, творчество поэта-халтурщика Никифора Ляписа) были хорошо знакомы читателю. Не случайно Владимир Маяковский назвал книгу замечательной, а героя стихов Никифора Ляписа — классическим Гаврилой.
Однако критика холодно отнеслась к роману, осудив за то, что «на нем лежит отпечаток богемно-нигилистического отношения к действительности». В защиту книги выступили Анатолий Васильевич Луначарский и Николай Кольцов, но их отклики скорее напоминали доброжелательные рецензии, потонувшие в криках. К счастью, цензурной правке подвергся только сам роман, а авторы уцелели под идеологическим гнетом.
Следующий роман «Золотой теленок» (1930) стал продолжением приключений Остапа Бендера — великолепного авантюриста, рожденного эпохой войн и революций. И во втором романе главное — эпизоды, лишь внешне связанные с сюжетом и представляющие собой галерею событий и образов маленького мира, по выражению авторов, существующего параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи.
В конце 1933 — начале 1934 гг. Евгений Петров вместе с Ильей Ильфом ездил в Италию, а затем в Австрию и Францию. В 1935—1936 годах в течение полугода они путешествовали по Америке, которую пересекли на машине из конца в конец. Итогом поездки стала книга очерков «Одноэтажная Америка» (1936), проиллюстрированная великолепными фотографиями Ильфа.
После его смерти Евгений Петров опубликовал часть его записных книжек, написал несколько киносценариев, из которых наиболее известны те, что написаны в соавторстве с Г. Мунблитом, — «Музыкальная история» (1940) и «Антон Иванович сердится» (1941). Он считается основоположником советской сатирической музыкальной комедии.
Однако, как писал в своих воспоминаниях В. Катаев, судьба постоянно испытывала его брата смертью. Во время Великой Отечественной войны Евгений Петров работал журналистом и, возвращаясь в Москву после поездки в осажденный Севастополь, погиб при аварии самолета.
Добавить комментарий