Катаев Валентин Петрович
(1897-1986) русский поэт, писатель, журналист, мемуарист
Определить место Катаева Валентина Петровича в истории российской словесности не просто. Художественные достоинства его прозы, несомненно, позволяют считать Катаева одним из крупнейших писателей XX века. Вместе с тем постоянная двойственность его политической и жизненной позиции заслоняют сделанное им в литературе.
О себе Валентин Катаев рассказал достаточно подробно во многих своих произведениях. Он родился в Одессе в семье учителя. Отец воспитывал двух сыновей вместе со своей сестрой, поскольку его жена рано умерла. Смерть матери, пережитая в пятилетнем возрасте, отразилась в памяти Катаева как величайшая трагедия. Основное внимание в семье уделялось его младшему брату, будущему писателю Евгению Петрову (писать под одной фамилией братья не стали). Как известно, Евгений стал соавтором Ильи Ильфа, вместе с которым они создали фактически лучшие советские сатирические романы — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Первое свое стихотворение «Осень» Валентин Катаев опубликовал в 1910 году в газете «Одесский вестник», будучи учеником Одесской гимназии. Во время Первой мировой войны, он ушел вольноопределяющимся на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Тогда же Катаев впервые выступил как журналист, с корреспонденциями и очерками о жизни и быте солдат.
В 1919 году Валентин Петрович Катаев недолгое время участвовал в гражданской войне в частях Красной Армии. Впечатления об этом времени он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне» (1924). Вернувшись в Одессу, Катаев начиная с 1919 года заведовал Окнами сатиры в Одесском РОСТА (Российском телеграфном агентстве), а затем в ЮгРОСТА в Харькове.
Особое влияние на формирование его стилевой манеры оказал Бунин, тогда живший в Одессе. Под влиянием знаменитого прозаика, Валентин Катаев начал уделять больше внимания детали, метафоре, его описания стали отличаться особой зрителыюстью.
С 1922 года Валентин Катаев живет в Москве. Он выступает как журналист, писатель-сатирик. С 1923 года становится постоянным сотрудником газеты «Гудок», которая была своеобразной школой мастерства для Михаила Булгакова, И. Ильфа и Юрия Олеши. В это же время, Валентин Катаев окончательно перешел от поэзии к рассказам, хотя писал стихи всю оставшуюся жизнь. Он проявил себя в рассказах как писатель острой социальной проблематики, который умело строит занимательный сюжет, искусно использует юмор. Как и многие авторы тех лет, Катаев отдал дань экспериментам в области формы, создав рассказы «Сэр Генри и черт» (1920) и «Железное кольцо». Любопытен и его опыт в создании комедии: пьеса «Квадратура круга» (1928), построенная по принципу «комедии положений», обошла театры многих стран.
В 1926 году с рассказа «Родион Жуков», Валентин Катаев начинает создавать свою знаменитую тетралогию, позже получившую название «Волны Черного моря». Сюда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936), по которой в 1937 году был снят одноименный фильм, «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961) и «За власть Советов!», или «Катакомбы» (первый вариант вышел в 1948 году, а второй — в 1951 году).
Повести «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» вошли в круг чтения школьников благодаря занимательному сюжету, блестящему воспроизведению психологии ребенка, простому и доступному языку.
Первая повесть целиком построена на впечатлениях детства, хотя ее героя и нельзя назвать автобиографическим персонажем. В ней рассказывается о событиях жизни ребенка и в то же время о революции 1905 года. Здесь впервые проявилась зрительная вещественность прозы Катаева, умение насытить повествование множеством ярких деталей, создать запоминающиеся образы того времени, которое писатель отражает в своем произведении.
Валентин Петрович Катаев последовательно проводит своего героя через различные ступени социального, нравственного и физического развития. Герой повести возвращается в свое прошлое во время поездки в родные места вместе с внуком.
События первых пятилеток отражены в романе-хронике «Время, вперед!», в названии которого писатель использовал строки из стихотворения В. Маяковского. Основной сюжет романа достаточно традиционен для тех лет. В центре произведения — установление нового рекорда на строительстве металлургического комбината в городе Магнитогорске.
В начале сороковых годов, Валентин Катаев начинает публиковать свои сказки. В 1940 году вышли такие его произведения, как «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и «Голубок». В 1945 году писатель опубликовал еще две сказки — «Жемчужинка» и «Пень». Это простые истории, в которых ставятся важные философские проблемы — о добре и зле, о гордости, честности, лени. Используя форму диалога и яркие, конкретные ситуации, писатель приходит к очень важным выводам, понятным даже ребенку.
Во время Отечественной войны, Катаев был корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». Впечатления того времени нашли отражение в его повести «Сын полка» (1945), за которую он в 1946 году получил Сталинскую премию. Героем повести стал мальчик-сирота, которому полк заменил погибших родителей. Новизна в передаче темы войны сказалась в том, что она дается Катаевым через восприятие ребенка. Он не пишет о сражениях, а в спокойной повествовательной манере рассказывает о суровых буднях войны и о трудной судьбе подростка. Повесть стала в один ряд с поэмой Константина Симонова «Сын артиллериста», где также была затронута тема «дети на войне».
С конца 60-х годов, Валентин Катаев выступает как мемуарист. Он рассказывает свою жизнь, восстанавливая прошлые события, поэтому сюжет первых произведений практически совпадает со временем их создания. И лишь потом писатель обращается к своему детству, а затем и к молодости. В 1967 году выходит «Трава забвения», а в 1980—1981 годах — «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и «Юношеский роман».
Объясняя свою творческую манеру, Валентин Катаев говорил о создании нового стиля, который он называл мовизмом. Своеобразная литературная игра, которую предлагает писатель, выражается в создании произведения, где действие движется единым потоком. Формально оно не разделено на главы, а состоит из небольших фрагментов, каждый из которых практически имеет свою тему. Они даже разделены графически, пробелами. Соединение яркого описания со смысловой емкостью слова, особая зрительность и образность изображаемого, метафорическая точность образов являются отличительными особенностями воспоминаний Катаева.
Особое место в его биографии занимает общественная деятельность. С 1946 по 1954 год он входил в редколлегию журнала «Новый мир». В 1955 году становится основателем, а до 1962 года и главным редактором журнала «Юность», открывшего многих талантливых молодых прозаиков, которые вошли в литературу как «шестидесятники». Среди них были такие известные писатели, как В. Аксенов и А. Гладилин.
Несмотря на то, что Валентин Петрович Катаев практически находился в оппозиции к общепринятой линии социалистического реализма, поскольку поддержал эксперимент в области формы и ввел в литературу ненормативную лексику, он все-таки продолжал оставаться на партийной точке зрения. В 1958 году Катаев вступил в партию и не только сохранял лояльность партийной позиции, но и поддерживал все официальные решения. Так, он подписал, в частности, письмо против Александра Солженицына. Поэтому некоторые писатели, жившие в Переделкине, например Вениамин Каверин, завидев Катаева, переходили на другую сторону улицы, считая его если не предателем, то возможным доносчиком. Они также не могли простить ему участие в травле Бориса Пастернака.
Так что Валентина Петровича Катаева прежде всего следует считать человеком своего времени, который никогда не шел против течения и приспосабливался к обстоятельствам. Хотя порой он выражал свой субъективный взгляд на происходящее, как, например, сделал это в произведениях «Святой колодец» (1965) и «Алмазный мой венец» (1978), где доминирует именно авторская точка зрения на литературный процесс.
Добавить комментарий