Андроников Ираклий Луарсабович

(1908-1990) русский писатель и литературовед

Ираклий Луарсабович Андроников известен как литературовед, автор неповторимых устных рассказов, телепередач. Одним из первых в XX веке он продолжил традицию рассказывания, развитую во всех устных культурах. В России одним из самых известных чтецов XIX века был рассказчик и писатель И. Горбунов, которого можно считать прямым предшественником Андроникова.

Будущий известный ученый родился в Петербурге в обрусевшей грузинской семье. Его отец, Луарсаб Николаевич Андроников (настоящая фамилия - Андроникашвили), был известным адвокатом по политическим делам. Дедом Андроникова по материнской линии был известный педагог Я. Гуревич. В его доме собирались многие русские литераторы.

Одна из его дочерей возглавляла предсимволистский журнал «Северный вестник».

Во время революции отец Ираклия уехал преподавать в Тулу. Там семья прожила до 1921 года, а затем переехала в Тбилиси, к родственникам. Там Ираклий закончил школу. Только в 1925 году он и его младший брат Элевтер вернулись в Ленинград, поселились у своей тети и поступили в университет: Элевтер - на физико-математический, а Ираклий - одновременно на филологический факультет и словесное отделение Института истории искусств. В то время он собирался быть музыковедом и хотел заниматься историей музыки.

Еще студентом Ираклий Андроников оказывал библиографическую помощь писателю Ю. Тынянову при подготовке книги о Пушкине и Б. М. Эйхенбауму в подготовке текстов для собрания сочинений Лермонтова. Под руководством последнего он начал работать над изучением творческой истории некоторых произведений Лермонтова. Школа известных ученых привила Ираклию навыки текстологической работы, пригодившиеся впоследствии, когда одновременно с литературоведческими статьями он выпустил небольшую книжку «Жизнь Лермонтова» (1939).

В 1930 году Ираклий Андроников закончил университет и начал работать секретарем редакций детских журналов «Еж» и «Чиж». Затем работал секретарем собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина, которое готовилось к юбилею поэта, библиографом в Публичной библиотеке и, наконец, ленинградским представителем только что созданной редакции «Литературного наследства». Андроников пытался осуществить свою давнюю мечту и хотел устроиться лектором в Ленинградскую филармонию, но провалился на первом же выступлении. Позже этот случай стал основой рассказа «Первый раз на эстраде».

Тогда Ираклий Андроников меняет форму выступления и начинает выступать с «устными рассказами». На семейных посиделках он часто показывался кругу знакомых с шаржированными портретами известных писателей, с которыми встречался по работе. Одним из первых он изобразил А. Н. Толстого, с которым был знаком еще его отец.

Знакомые не раз говорили о его способностях импровизатора. Свой врожденный артистический дар Андроников постоянно совершенствовал, даже в обычном бытовом разговоре он всегда «в лицах» представлял тех, кого упоминал в беседе. Среди первых его героев - Алексей Николаевич Толстой, Василий Иванович Качалов, Самуил Яковлевич Маршак. В начале тридцатых годов устные рассказы Андроникова пользовались большим успехом в ленинградской литературной среде. Постепенно они складываются в уникальный жанр, соединивший литературу и актерское дарование.

Первое публичное выступление Ираклия Луарсабовича Андроникова состоялось с легкой руки директора издательства «Советский писатель» Ф. Левина. В конце 1934 года он услышал «устные рассказы» во время командировки в Ленинград и пригласил молодого литератора в Москву. 7 февраля 1935 года на сцене Московского клуба писателей Андроников впервые выступил с публичным исполнением своих рассказов.

Вскоре А. Толстой и С. Маршак организовали его выступление на даче у Максима Горького. Т от заинтересовался необыкновенными способностями молодого человека и посоветовал ему продолжать эту работу. С помощью Горького, Ираклий Андроников напечатал один из своих «рассказов-разговоров» в журнале «30 дней». В предисловии Горький назвал его произведения «устными рассказами». Он отметил, что и в записи эти рассказы «очень хороши», хотя и много теряют, оторванные от автора. Такова, к сожалению, судьба данного жанра. Андроников так писал о работе над своими рассказами: «Вначале есть только ядро сюжета, ядро образа. Когда я выхожу на эстраду, рассказ рождается как импровизация и растет в процессе исполнения. Отливается сразу, без подыскивания слов, без помарок».

С 1935 г. Ираклий Андроников стал жить в Москве. Он продолжал заниматься изучением творчества Лермонтова, на основе архивных разысканий защитил кандидатскую диссертацию, а затем опубликовал книгу «Лермонтов в Грузии». В 1949 году он становится доктором филологических наук.

Андроников представил новую форму исследовательской работы - в виде эссе, наполненного не только научными выводами, но и живыми, занимательными подробностями, позволявшими представить как сам процесс поиска, так и тех, о ком шла в нем речь.

Поиск адресата ряда стихотворений Лермонтова стал основой его рассказа «Тайна Н. Ф. И. ». В 1938 году рассказ был напечатан в журнале «Пионер», а в 1958 году стал основой телевизионного фильма, поставленного режиссером М. Шапиро. В 1940 году рассказ прозвучал по ленинградскому радио, с него и началась широкая известность Ираклия Андроникова как великолепного рассказчика.

Во время войны писатель находился на фронте вначале в качестве корреспондента, затем работал в редакции армейской газеты. Он летал в немецкий тыл, к партизанам. На Калининском фронте встречался с генералом А. Чанчибадзе. Все участники событий со временем становились героями его устных рассказов.

С начала пятидесятых годов Андроников стал регулярно выступать с устными рассказами на сцене концертных залов. В это время он создал своеобразный «театр одного актера». Он отточил технику устного портрета, научился создавать динамичные сценки, в которых представлял своих героев.

Поворотным в его судьбе стал 1954 год. 7 июня он впервые выступил с чтением своих рассказов по телевидению. С этого времени на экранах страны и стал существовать его неповторимый «театр слова».

В отличие от других авторов, Ираклий Луарсабович Андроников вначале создавал свои рассказы в устной форме, а затем фиксировал на бумаге уже сложившийся в памяти текст. Подобный способ позволял ему сохранить непосредственность живой речи, передать интонации каждого из участников действия. Рассказывая о своих находках, он мастерски раскрывал увлекательность самого процесса исследования. Так построены рассказы «Подпись под рисунком» и «Тагильская находка», в которых автор знакомит читателей с новыми материалами о дуэли и смерти Пушкина.

В 1964 году он опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных разысканий. За нее ему была присуждена в 1976 году Государственная премия. Итогом исследовательской деятельности Андроникова стала «Лермонтовская энциклопедия», вышедшая в 1981 году.

Нельзя не отметить огромную работу, которую он вел по сохранению памятников культуры. В 1967 году писатель стал одним из инициаторов организации в Москве музея А. С. Пушкина. После его выступлений по телевидению и в печати многие коллекционеры стали передавать в музей мемориальные материалы. При непосредственном участии Ираклия Андроникова музей получил уникальную библиотеку И. Н. Розанова - более 10 тысяч томов первых изданий русских поэтов XIX в. Благодаря Андроникову удалось также получить ряд ценных реликвий русской культуры из Германии (об этом повествует рассказ «Подпись под рисунком»).

С начала 70-х годов Ираклий Андроников регулярно выпускал телевизионные фильмы с рассказами о людях и событиях русской культуры XX века. Фактографическая точность, живой авторский комментарий вполне позволяют рассматривать их и как памятник истории культуры. Так, рассказ о Вс. Иванове перекликается с похожей историей, отраженной в книге К. Чуковского «Чукоккала». Андроников как бы воплощал непрерывность традиции. Его «рассказы в лицах» первоначально воспринимались как факт литературного быта, но по мере ухода из жизни их героев они стали осознаваться как оригинальная форма мемуарного жанра и культурной памяти. В этом и заключается их непреходящее значение для последующих поколений.

Цикл телефильмов Ираклия Луарсабовича Андроникова в 1976 г. был отмечен Ленинской премией, а сам автор стал народным артистом СССР.

Еще до войны он женился на В. А. Робинсон. У них родились две дочери - Манана и Екатерина. Манана была искусствоведом и скончалась в 1974 г., а Екатерина стала журналистом. Брат Андроникова - Элевтер Луарсабович (1910-1989) - был известным физиком, академиком и директором Института физики АН Грузии.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!