Брэдбери, Рэй Дуглас
(род. в 1920 г. ) американский писатель и литературовед
Традиционно Рэя Брэдбери называют писателем-фантастом. Статьи о нем помещены во всех крупных энциклопедиях, посвященных данному направлению в литературе. Но необычность творческого почерка Брэдбери заключается как раз в том, что сюжеты его произведений скорее развиваются по законам сказки, притчи или легенды, чем по законам художественной литературы.
В то же время, испытывая особенный интерес ко всему новому в сфере научно-технических исследований космического пространства, писатель регулярно выступает с лекциями в Национальном управлении по аэронавтике и космосу (НАСА). Не лишены его произведения и описания технических новинок.
Возможно, именно здесь и заключена главная особенность творчества Рэя Брэдбери: для него не существует резких границ между фантастическим и реальным. В его книгах мы встречаемся с конкретными проблемами земных людей, и в то же время сама повседневность у него фантастична. Механические игрушки облегчают людям жизнь, но от этого взаимоотношения между ними не становятся проще.
Рэй Дуглас Брэдбери родился в августе 1920 года в небольшом городке Уокеган (штат Иллинойс). Его отец служил в компании по производству электроэнергии, мать воспитывала детей. В маленьком городке все друг друга знали, а на соседних улицах жили просто близкие родственники. Все они будут увековечены в его произведениях, прежде всего в повести «Вино из одуванчиков» (1957) и многочисленных рассказах, как, например, «Урочный час», «Песочный человечек», «Космонавт».
Родители Брэдбери были страстными поклонниками кинематографа. Даже свое второе имя их сын получил в честь любимого актера матери, звезды немого кино Дугласа Фербенкса. И сам Рэй полностью разделял их страсть. Он вспоминал, что первый раз попал в кино трехлетним малышом и с тех пор заболел им на всю жизнь.
Возвращаясь из дальних странствий в свой дом или, напротив, собираясь в дорогу, герой Рэя Брэдбери всегда осматривается по сторонам. И видит тот мир, где родился писатель и который ему особенно дорог. Подобное желание - запечатлеть, увековечить своих родных и близких в собственной прозе - было вовсе не случайным. Именно мать и тетки привили мальчику любовь к чтению. Позже близкие подарили ему первую пишущую машинку, на которой в двенадцать лет он напечатал свои первые произведения.
В это время у Рэя уже была работа: каждую субботу он читал по местному радио рассказы для детей. Но время было сложное - в самом разгаре был экономический кризис, и отец потерял работу. В поисках заработка семья Брэдбери перебралась в Калифорнию. Здесь Рэй поступил в школу второй ступени. Но главным для него всегда оставалось чтение. Именно в школе мальчик впервые прочитал Хемингуэя и Томаса Вулфа. Будущее было для него определено. В двадцать лет он уже твердо решил, что будет писателем, и никем иным.
Поскольку семья не обладала особенным достатком, свое основное образование Рэй получил в библиотеке, став ее завсегдатаем. Он даже не искал постоянную работу, оставаясь всего-навсего продавцом газет. Зато каждую неделю писал по одному рассказу и отправлял их в разные издания. К середине сороковых годов Рэй Брэдбери был уже хорошо известен не только в популярных, но и в солидных литературных журналах. Несколько его рассказов были удостоены литературных наград, их включают в антологии лучших произведений года. В 1947 году наконец выходит его первая книга - «Мрачный карнавал». И хотя она не имела успеха, это обстоятельство ничуть не обескуражило молодого автора и не охладило его желания писать.
По инициативе знакомого издателя писатель соединяет свои рассказы в роман о «красной планете». Гак и появились «Марсианские хроники» (1950), принесшие ему общенациональную, а затем и мировую известность. На гребне этого успеха Брэдбери выпускает сборники новелл, повести и романы. В его книгах отразились ощущения периода «железного занавеса», когда Россия и Америка находились в конфронтации, поэтому во многих его произведениях проходят темы грядущей атомной войны и последующего вымирания человечества. Возможно, программным здесь можно считать рассказ «Будет ласковый дождь». В него вошли и стихи.
Пожалуй, мало кто из американских прозаиков послевоенного времени мог похвастаться столь интенсивной творческой производительностью и постоянной любовью читателей. В чем же секрет непреходящей популярности Рэя Брэдбери?
Сам писатель объясняет ее тем, что он «сохранил ребенка внутри» себя и не дает ему состариться. Отсюда и происходит его специфическое мироощущение, резко контрастирующее с настроением большинства американских фантастов. Подчеркнуто романтическое восприятие реальности как неиссякающего «колодца чудес» позволяет ему сохранять веру в то, что в жизни каждого, даже самого обыкновенного человека должно найтись место для радости и чуда.
Рэй Дуглас Брэдбери создал свой особенный стиль. Находясь под влиянием Хемингуэя (ему он отдаст дань в рассказах «Машина до Килиманджаро» и «Попугай, который знал папу»), он проявил себя как сторонник краткой, во многом афористичной фразы. Она будет часто состоять из риторических вопросов, восклицаний, начинаться с глаголов. Ее внутренний динамизм будет восприниматься как ритмическая конструкция, больше похожая на поэзию, чем на прозу. Эти особенности сохранятся и в русском переводе: «Поезд надрывно завопил. Мы неслись по равнине, как механическая, на колесах, греческая Судьба, увлекаемая черной металлической римской Фурией».
Любопытно, что Рэй Брэдбери редко забегал в слишком далекое будущее. События большинства его произведений отнесены к 1999-2026 годам.
Тема атомной войны продолжена и в романе «451 градус по Фаренгейту» (1953). Брэдбери создал запоминающийся образ тоталитарного государства, в котором нет места для культуры. Ее заменило телевидение. Но человек не может существовать без книг. Как же выжить, сохранить то, что накоплено предшествующими поколениями? Автор не дает готовых решений, он просто спрашивает людей, что будет с ними, если победит интеллектуальный стандарт. Он создает свой вариант романа-утопии, продолжая традиции Евгения Замятина, О. Хаксли и Д. Оруэлла.
Свои футурологические прогнозы Рэй Брэдбери попытался представить в журнале «Футурниа фантазия», выходившем в 1939-1940 годах. Его прогнозы отличались тем, что писатель стремился воздействовать на своего читателя, передавая вкус вещей, их форму и цвет. Своеобразным обобщением вещизма Брэдбери можно считать рассказ «Чепуховинка».
Нестандартность мышления, его непохожесть на других фантастов, нежелание описывать покорение далеких планет и действие фантастического оружия привели к тому, что только в восьмидесятые годы он был удостоен специальных наград - премии «Гендальф» в 1980 году и премии Ассоциации американских писателей-фантастов «Великий мастер» в 1988 году. Однако Брэдбери вовсе не считает, что является самым выдающимся из них.
Рэй Дуглас Брэдбери написал более 800 рассказов, повестей, романов, пьес, кино, радио- и телесценариев, статей, заметок, предисловий, интервью и три сборника стихов. Он даже попробовал себя в жанрах готического романа «Жди дурного гостя» (1962) и романа-детектива - «Смерть - дело одиноких» (1985). Кроме того, как автор десятка пьес, составивших три сборника, в качестве режиссера и продюсера Брэдбери принимал участие в их постановке на сцене.
Кинематограф привлекал писателя еще с детства, книги, кино и цирк сопровождают его всю жизнь. Интерес Рэя Брэдбери к кино проявился в создании киносценариев. Самым известным из них является экранизация романа «Моби Дик» Г. Мелвилла.
В жизни он слывет чудаком, который, с одной стороны, старается быть в курсе всех технических новинок, с другой - предпочитает велосипед остальным средствам передвижения.
Добавить комментарий