Даймлер, Готлиб
(1834-1900) немецкий инженер-автомобилестроитель
Имя Готлиба Даймлера хорошо знакомо всем, кто интересуется машинами. Он был одним из первых, кто придумал автоматизированное средство передвижения, которое потом стало называться автомобилем.
Трудиться Даймлер начал в 14 лет, устроившись помощником оружейного мастера. Одновременно он посещал техническую школу в Штутгарте, а с 1853 по 1857 год несколько раз проходил производственную практику в Страсбурге, где работал с паровыми двигателями. Свое техническое образование Даймлер завершил в Штутгартском политехническом институте, по специальности инженера-механика.
В 1859 году, вернувшись в Страсбург, он уже понимал, что паровые двигатели изжили себя: они были маломощные и дорогие, и для развития техники необходимы другие, более мощные и дешевые. Но к разработке новых двигателей он был еще не готов, поскольку ему не хватало знаний в конструкторской работе.
Готлиб Даймлер решил сначала узнать, каких достижений в этой области добились в других странах, и в 1861 году отправился путешествовать по Англии и Франции. В Париже он впервые увидел газовый двигатель, разработанный Ленуаром, Больше ничего нового он не обнаружил и вернулся к своей работе инженера. 6 лет, с 1863 по 1869 г., Даймлер был управляющим на машиностроительных заводах в Рейтлингене, после этого еще 3 года работал директором завода в Карлсруэ.
И только в 1872 году, набравшись опыта, конструктор приступил к осуществлению своей задумки — созданию двигателя внутреннего сгорания. В это время, он уже работал главным инженером на машиностроительном заводе Дейтца.
Сначала он хотел просто усовершенствовать старый двигатель Отто, работавший на газовом топливе, который уже успел переделать Рот. Но, ознакомившись с конструкцией, Готлиб Даймлер отказался от своей затеи и в 1883 году построил совершенно другой двигатель, работавший на бензине. Главное его достоинство состояло в том, что он был гораздо мощнее двигателя Отто. Это достигалось с помощью карбюратора, разработанного главным партнером Даймлера, В. Майбахом на специально построенном для этих целей заводе.
В 1885 году Готлиб Даймлер поставил этот двигатель на велосипедную раму. Это произошло в немецком городе Каннштадте. Позже ученый создал еще одну модель двигателя, в которой впервые применил систему электрического зажигания смеси в цилиндрах.
Почти одновременно в соседнем Мангейме появился три-цикл — трехколесный экипаж, построенный Карлом Венцем. У него был одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 1,5 лошадиных силы, соединенный с задним колесом велосипедной цепью. После этого, в 1894 году, Бенц создал автомобиль, который носил название «Вело», что в переводе с латинского означает «Быстрый». В 1889 году экипажи, оснащенные двигателями Даймлера и Бенца, были показаны на Парижской выставке.
Готлиб Даймлер передал свой патент французской фирме Панара и Левассора (1894), установившей его двигатель в автомобиле «Панар-Левассор» конструкции 1881 года. Двигатель был установлен спереди, с приводом через сцепление и коробку скоростей на задние колеса. Эта модель, созданная инженером Левассором, послужила прототипом конструкции большинства современных автомобилей.
Любопытно, что Панар и Левассор первыми оценили возможности изобретения Даймлера и Бенца, наладив производство двигателей нового типа. Широкая же публика «проглядела» это открытие, определившее лицо XX века.
В 1890 году Даймлер и Майбах организовали свою компанию, однако вскоре у них начались разногласия, и в дальнейшем они работали порознь. В 1893 году они выставляли свои двигатели в Чикаго, участвовали в гонках, всеми силами доказывая пользу автомобиля.
В полную мощность компания, основанная Готлибом Даймлером, развернулась начиная с 1895 года. Также была организована фирма, которая изготавливала моторы для автомобилей. Даймлер производил самые разные автомобили. В 1901 году появилось его новое спортивное детище — «Мерседес», названный Даймлером в честь своей дочери. Фирма, которую Готлиб Даймлер создал совместно с Карлом Бенцем, получила название «Мерседес-Бенц».
Это была самая знаменитая машина в своем классе. Дело в том, что обычно спортивные машины изготавливались в небольшом количестве и использовались исключительно для гонок. Фирма же «Мерседес» решила сделать массовую спортивную машину, предназначенную для любителей высоких скоростей. Вот почему в ее основе и лежала серийная модель с объемом двигателя около трех литров.
Чтобы облегчить тяжелую трехлитровую машину, ее оснастили легкой трехмерной рамой и кузовом, сделанным из тонкой стали. Двери этой машины были сделаны в форме крыла чайки, которые и раскрывались вверх, наподобие крыльев. Это было необычно и красиво. Кроме того, форма машины стала обтекаемой, что еще больше увеличило ее скорость. Все эти усовершенствования намного уменьшили вес. Вот почему в ее названии мы видим буквы SL, которые расшифровываются в переводе с немецкого как легкая спортивная машина.
Для большей устойчивости автомобиль оснастили мощными тормозами, широкими шинами низкого давления и автоматической коробкой передач. При максимальной скорости в 224 километра (140 миль) в час «Мерседес» шел так же плавно, как и на скорости 60—80 километров.
Однако новая машина получилась очень дорогой, и ее создатели боялись, что она не найдет себе покупателей. И только когда агент по продаже автомобилей из Нью-Йорка сделал заказ на 1000 моделей, было решено изготовить на ее основе более тяжелую дорожную модель.
Но вскоре достойную конкуренцию Даймлеру, составили Панар и Левассор, де Дион и Бутон, братья Пежо, Генри Форд, Людовик Рено и многие, многие другие.
Тем не менее фирма Готлиба Даймлера существует и сегодня, удивляя своих поклонников новыми современными моделями.
Добавить комментарий