Крузенштерн Иван Федорович
(1770-1846) русский мореплаватель, начальник первой русской кругосветной экспедиции
Иван Крузенштерн родился в 1770 году в местечке Хагуди (Эстония). С раннего детства он мечтал обойти на корабле вокруг земного шара. И хотя вся жизнь Крузенштерна была связана с морем, осуществить эту мечту он смог далеко не сразу.
Он учился в Морском корпусе — единственном в то время учебном заведении, готовившем офицеров российского флота. Из-за начавшейся в 1788 году войны со Швецией, Иван Крузенштерн еще до окончания курса обучения был досрочно произведен в мичманы и назначен на линейный корабль «Мстислав».
Во время сражения у острова Гогланд ему пришлось исполнять обязанности помощника командира корабля. За геройские действия во время боя и последующего блокирования шведского флота он был награжден и произведен в лейтенанты. В то время ему еще не исполнилось и девятнадцати лет.
После окончания войны, Иван Федорович Крузенштерн был включен в группу русских офицеров, отправленных в Англию для совершенствования в мореходном деле. Во время службы в английском флоте он побывал во многих морях. Во время одного из морских путешествий ему удалось побывать в США. Там он даже встречался с президентом Джордж Вашингтоном, который предлагал ему поступить в американский флот. Крузенштерн отказался от этого предложения, хотя совершил плавание на американском корабле по Карибскому морю в Южную Америку.
Оттуда он вновь направился в Англию. После того как его служба в английском флоте закончилась, отважный мореплаватель не сразу вернулся в Россию. Пересаживаясь с корабля на корабль, он познакомился практически со всеми существовавшими в мире системами кораблевождения.
Вернувшись в Россию, Иван Крузенштерн выдвинул идею кругосветного путешествия русских кораблей. Однако его предложение было отклонено придворными Павла I, поскольку в Крузенштерне многие видели носителя екатерининского духа. Только после восшествия на престол Александра I инициатива Крузенштерна была поддержана.
Финансировать экспедицию взялась российско-американская торговая компания, справедливо видевшая в подобном плавании возможности расширения своих связей и влияния.
Кроме того, Ивану Федоровичу Крузенштерну было поручено доставить в Японию русского посла графа Резанова для ведения переговоров об установлении дипломатических отношений. В августе 1803 года небольшая флотилия из двух кораблей — «Надежда» и «Нева» — вышла из Кронштадта. Кроме моряков и дипломатов на борту находилась группа ученых, астроном, два натуралиста и врач.
После долгого и трудного плавания русские корабли добрались до острова святой Екатерины у берегов Южной Америки. Там пришлось задержаться на целых полтора месяца, поскольку после плавания через Атлантику корабли нуждались в ремонте, а экипажи в отдыхе. Только через шесть недель Крузенштерн смог двинуться дальше. Обогнув мыс Горн, моряки вышли в Тихий океан. Они подошли к еще не исследованному в то время острову Пасхи и стали одними из первых европейцев, увидевших знаменитых каменных великанов.
Иван Крузенштерн и его помощник Юрий Федорович Лисянский сделали первое точное географическое описание острова. Затем они отправились к острову Нукухива, где также остановились на длительную стоянку, преследуя этнографические и географические цели. Одним из первых Крузенштерн составил описание быта жителей острова, проявив себя и в качестве меткого наблюдателя. В частности, в его описании отражены даже похоронные обряды туземцев.
После завершения программы научных исследований корабли тронулись на север и разделились: «Надежда» пошла к берегам Камчатки, а «Нева» под командованием Лисянского — к берегам Аляски. Добравшись до Петропавловска-Камчатского, Иван Крузенштерн выгрузил доставленные из России грузы и, дождавшись хорошей погоды, направился к берегам Японии.
В октябре 1804 года он прибыл в японский порт Нагасаки. Однако все усилия Крузенштерна и графа Резанова завязать с японцами дипломатические отношения закончились неудачей. В то время Япония тщательно оберегала свою территорию от доступа европейцев. Кроме того, сыграло свою роль и негативное отношение голландцев,
стремившихся к монополии в отношениях с этой страной. В результате японский император отказался от установления каких-либо отношений с Россией и даже запретил российским судам приближаться к берегам Японии. Тем не менее Иван Федорович Крузенштерн детально исследовал все японские острова и стал первым европейцем, прошедшим по Японскому морю и составившим его точные мореходные карты. От берегов Японии Крузенштерн направился на юг, в китайский порт Кантон.
За это время экипаж второго корабля экспедиции — «Невы» — исследовал берега Аляски, и они также были нанесены на карту. Защитив русские поселения от индейцев, корабль направился в Китай с большим грузом мехов. Встреча двух российских кораблей произошла в кантонском порту.
В феврале 1806 года оба судна, груженные китайскими товарами, вышли из Кантона в обратный путь. Он занял более шести месяцев, и в августе 1806 года корабли вернулись на родину.
Первое кругосветное плавание оказалось насыщенным многими интересными находками. Помимо экономической выгоды, мореплаватели смогли сделать ряд важнейших научных открытий. Тем самым они открыли своим соотечественникам путь к освоению Мирового океана.
Иван Федорович Крузенштерн был удостоен звания почетного члена Академии наук и награжден золотой медалью Географического общества. Составленное им трехтомное описание путешествия и особенно вышедший в 1823—1826 гг. «Атлас Южного моря» более чем на четверть века стали руководством для моряков и географов всего мира.
Добавить комментарий