Леонов Леонид Максимович
(1899-1994) российский прозаик и драматург
Место Леонова в истории отечественной культуры определить несложно. В русской литературе он давно уже признан как классик. Кроме того, его можно считать одним из основоположников социально-философского романа. Но прежде всего стоит отметить многогранность и многопроблемность его творчества: он писал о социалистическом строительстве, о людях дна, о фантастическом проекте замораживания людей и о многих других проблемах.
Леонид Максимович Леонов родился в семье крестьянского поэта-самоучки, который был сослан в Архангельскую губернию за революционную деятельность. Поэтому мальчик воспитывался в семье деда, лавочника, который жил в купеческом районе Москвы — Зарядье. Позже впечатления детства отразятся в произведениях писателя.
После окончания гимназии, Леонид Леонов собирался учиться дальше, но произошла революция и двери Московского университета оказались для него закрыты, так как он не подходил по своему сословному положению. Тогда Леонов уходит служить в Красную армию.
Он начал писать стихи и короткие прозаические произведения еще с 1915 года, когда учился в гимназии. Однако началом его творческой деятельности принято считать 1922 год, когда он начал публиковать свои первые рассказы. Они были необычны как по содержанию, так и по форме. Их героями становились мифологические существа, как, например, Бурыга (из одноименного рассказа 1922 года), участники событий при Калке в рассказе «Туатамур»(1924) и другие, такие же редкие в русской литературе персонажи.
Тематическое разнообразие произведений Леонида Леонова было связано с теми стилевыми поисками, что шли в литературе двадцатых годов у Андрея Белого, Евгения Замятина, Б. Пильняка, А. Ремизова. Прозу Леонова можно даже назвать авангардной, поскольку в ней сочетались черты реального и ирреального.
Писатель искал в то время своего героя и, возможно, поэтому обратился к теме интеллигенции. В повести «Конец мелкого человека» (1924) он описывает крах иллюзий людей, которые лишились своих корней и с ужасом воспринимают свершающееся насилие, не в силах остановить его. Правда, после войны писатель переделал этот роман и несколько смягчил оценки в соответствии с изменившейся партийной доктриной.
Леонид Максимович Леонов имел репутацию перспективного и думающего писателя, и все ждали, что он будет писать на современные темы. Он так и делал, но весьма своеобразно. Хотя его роман «Барсуки» (1924) был посвящен острым конфликтам в деревне, он не сосредотачивался на борьбе старого и нового, а описывал внутренние колебания людей, принимающих участие в событиях.
Роман «Вор» и вовсе не был связан по содержанию с темой народа в революции. В нем рассказывалось о людях дна. Естественно, что Леонова называли попутчиком, и только вмешательство Горького спасло его от более резких обвинений.
В конце двадцатых годов он начал заниматься драматургией, написал несколько оригинальных пьес, как, например, «Провинциальная история» (1928) или комедия «Усмирение Бададошкина», а также сделал сценарии на основе своих прозаических произведений — «Унтиловск» (1928), «Барсуки» (1926). Причем спектакль по пьесе Леонид Максимовича Леонова «Унтиловск» ставил известный режиссер Константин Станиславский, а «Половчанские сады» — не менее известный В. Немирович-Данченко.
Несмотря на свое пристрастие к фантастическому, Леонов тем не менее откликался на самые значительные события советской действительности. Так, в его романах «Соть» (1930) и «Скутаревский» (1932) находят отражение события, связанные с индустриализацией страны. В этих романах Леонова впервые появляется герой, который идет в наступление на природу и покоряет ее. Возможно, появление новых героев было связано с поездкой писателя к Горькому. Позже Леонов говорил, что «слова Горького вдохновляли меня, поднимали, и я садился за «Соть» с легким сердцем, шел на тему смело, во фронт».
Однако и эти романы Леонида Максимовича Леонова не вполне отвечали тому духу социалистического реализма, который уже пропитывал всю советскую литературу. Центром повествования снова становится не социальный, а нравственный конфликт, писатель размышляет о целесообразности вмешательства человека в закономерности развития природы. В романе «Соть», как и в другом своем романе «Вор», Леонов ставит философские проблемы, опираясь на традиции Федора Михайловича Достоевского. Современники также отмечали богатство и яркость языка его произведений, а Горький даже говорил, что слова у Леонова светятся.
Пьеса «Половчанские сады» явилась, по мнению современных критиков, примером жонглирования, своеобразным компромиссом писателя, на который Леонову приходилось идти, чтобы сохранить возможность заниматься любимым делом. Он создал своеобразный римейк «Вишневого сада» Чехова и в то же время обосновал необходимость социалистических преобразований.
В годы войны Леонид Максимович Леонов, как и многие другие писатели, основным жанром своего творчества сделал публицистику. К тому времени он написал остросоциальную пьесу «Нашествие» (1942) и получил официальное признание. Однако и здесь Леонов остается верным своему принципу: реальные события становятся поводом для решения нравственных проблем. Писатель размышляет о том, как бывший политзаключенный становится защитником родины. Для своей новой пьесы Леонов избирает форму трагедии, которая не часто используется в советской литературе. Со временем Леонид Леонов станет автором тринадцати пьес, причем три из них будут написаны в жанре трагедии.
После войны Леонид Леонов начинает писать роман «Русский лес» (1953), удостоенный Ленинской премии. Он вновь продолжил спор о месте природы в жизни человека, подчеркивая, что они должны быть родственны друг другу. Вместе с тем он сосредоточился на системе взглядов современника и своеобразии проявления его душевного мира.
Если в современной ему литературе в основном существовал панорамный роман, где множество судеб собирались подобно картинке в калейдоскопе, то Леонов сосредоточился на отношении героев к вечным проблемам. Он решал вопросы истинных и мнимых ценностей, предательства и самопожертвования.
Своеобразным продолжением этих размышлений писателя стали и последующие его произведения — повесть «Evgenia Ivanovna» (начата в 1938, опубликована в 1963) и киносценарий «Бегство мистера Мак-Кинли», где писатель вновь размышляет о трагической судьбе интеллигенции и об истинном месте человека в обществе.
Последнее произведение Леонида Максимовича Леонова, роман «Пирамида», было опубликовано уже после смерти писателя. Несмотря на то, что существовала машинописная рукопись произведения, размышления писателя о мистике в контексте развития культуры XX века не смогли своевременно появиться перед читателем. Сейчас же в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) создан специальный семинар, занимающийся проблемами изучения данного романа.
В молодости Леонов увлекался резьбой по дереву, дарил вырезанные им небольшие фигурки друзьям и близким людям. Потом увлекся собиранием кактусов и считался обладателем одной из лучших коллекций в стране. На балконе он устроил оранжерею, где и росли его кактусы и орхидеи.
Леонов Леонид Максимович прожил долгую жизнь и в конце ее удостоился посещения Михаила Сергеевича Горбачева, который приехал к писателю домой и вручил ему орден. Это лишний раз подчеркивает, какое значение имеет творчество Леонова для отечественной культуры.
Добавить комментарий