Пуччини, Джакомо
(1858-1924) итальянский композитор
Джакомо Пуччини стал последним из великих композиторов-музыкантов XIX века. Родился он в городе Лукке, где его отец служил церковным органистом. Вначале юный Джакомо хотел пойти по стопам отца и поступил в Миланекую консерваторию по классу органа, но позже серьезно увлекся композицией и посвятил жизнь оперному жанру. Его педагогом стал итальянский композитор А. Понкиелли, автор известной оперы «Джоконда».
После окончания Миланской консерватории Пуччини принял участие в конкурсе на сочинение одноактной оперы. Сочиненная им опера «Виллисы» не была удостоена приза, но привела в восторг Джулио Рикорди, итальянского издателя, который финансировал конкурс. Рикорди заключил контракт с никому не известным юношей на сочинение большой оперы из 5 актов. Эта опера — «Эдгар» — была хорошо встречена публикой и критикой.
После этого сотрудничество Рикорди и композитора стало постоянным. Оно продолжалось до самой смерти композитора в 1924 году. Следующая опера — «Манон Леско» на сюжет знаменитого любовного романа А. Прево — с триумфом прошла по сценам не только Италии, но и Франции.
Затем Джакомо Пуччини написал ряд замечательных опер, ставших классическими. Это прежде всего «Богема» (1896), в которой рассказывается о жизни парижских художников, и «Тоска» (1900), повествующая о событиях итальянской революции. Написать оперу о смелой певице Флории Тоске Пуччини вдохновила знаменитая актриса Сара Бернар, игравшая эту роль в театре. Работа над «Тоской» продолжалась чуть более года, и уже первое представление 14 января 1900 года превратилось в триумф композитора. С тех пор опера не сходит со сцен во всем мире.
За ней последовали «Чио-Чио-Сан» (1904) о любви японской девушки и американского офицера, а также «Девушка с Запада» (1910) на сюжет из американской жизни.
Последнее произведение Джакомо Пуччини — опера «Турандот» — написано на сюжет широко известной сказки Карло Гоцци. Правда, в качестве основы композитор избрал не оригинальный текст Гоцци, а его немецкий перевод, сделанный известным поэтом Фридрихом Шиллером. Работая над этой оперой, безнадежно больной Джакомо Пуччини чувствовал, что пишет свое последнее произведение. Он спешил, но работа растянулась надолго. Последнюю сцену оперы композитор так и не успел дописать. Она была завершена по сохранившимся эскизам его учеником, композитором Ф. Альфано.
Премьера оперы состоялась в Милане 26 апреля 1926 года, дирижировал Артуро Тосканини. Когда отзвучали последние аккорды, написанные Пуччини. Тосканини опустил палочку и сказал: «Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро». Полностью опера прозвучала лишь на следующий день.
В истории музыки Джакомо Пуччини остался как оперный композитор, хотя писал и симфоническую музыку. В его творчестве поражает разнообразие использованных сюжетов. Он обращался и к современным мотивам, и к сказкам, и к классическим произведениям.
Вместе с тем для всех опер Джакомо Пуччини характерно «всевластие музыки», партия оркестра всегда блестяще разработана, красочна и богата. Поэтому в его операх почти нет обычных арий. Напевные монологи героев настолько тесно связаны с драматическим действием, что почти неотделимы от окружающего их мелодического полотна. Этот прием Пуччини заимствовал у другого крупнейшего итальянского композитора — Джузеппе Верди.
Джакомо Пуччини всегда выбирал такие сюжеты, где бушуют страсти, герои разрываются между чувством и долгом. Поэтому все его оперы отличаются напряженным драматическим действием, что создает дополнительные трудности для певцов.
Музыка Джакомо Пуччини насыщена переживаниями. Исполнители поэтому должны не только виртуозно владеть голосом, но и обладать большим актерским талантом. Возможно, поэтому в его операх так любят выступать выдающиеся певцы. Исполнение партии Тоски, Калафа или Турандот является признанием высочайшего класса артиста.
Добавить комментарий