Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих

(1759-1805) немецкий драматург, поэт, теоретик искусства

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в небольшом городе Марбахе Вюртем-бергского герцогства в семье полкового фельдшера, учился в латинской школе. В 12 лет был зачислен по приказу герцога в военную школу «Карлсшуле», которая воспитывала преданных власти «рабов».

Фридрих Шиллер провел здесь 8 лет, занимаясь сначала изучением права, а затем медицины. Вместе с группой молодых прогрессивных преподавателей он изучает философию, произведения английских и французских просветителей, творчество Шекспира, Лессинга, Гёте, Руссо, пишет стихи и первые драматические произведения, которые обсуждает вместе с друзьями на собраниях тайного клуба. Основной мотив ранних произведений Шиллера — ненависть к тиранам.

В первой своей драме «Разбойники» (1781) он рисует трагическую фигуру мстителя Карла Моора, стихийного бунтаря против несправедливого мира, «против гадкого чернильного века». Моор мечтает о таком свободном государстве, перед которым Рим и Спарта показались бы женскими монастырями. Но форма борьбы — разбой — приходит в противоречие с высокими намерениями, Моор отрекается от своего пути и хочет искупить свои преступления нравственным поступком. Драма написана страстно, взволнованно.

К этому времени Иоганн Шиллер служит в Штутгарте полковым фельдшером со скудным заработком и продолжает активно заниматься литературой. За самовольную отлучку из полка в театр на представление «Разбойников» герцог наказывает его арестом и запрещает ему что-либо писать, кроме медицинских сочинений. Молодой литератор покидает владения герцога и поселяется вначале в маленькой деревушке, затем в Мангейме, потом переезжает в Лейпциг и, наконец, в Дрезден.

Самым значительным произведением молодого Шиллера стала драма «Коварство и любовь» (1784). Со всем пылом страсти обрушивается он на пороки, порождаемые неограниченной деспотической властью. Ничтожные немецкие князьки в своих карликовых феодальных государствах безгранично и беззастенчиво распоряжались жизнью подданных, продавали их тысячами в солдаты иностранных армий, чтобы удовлетворить прихоти своих любовниц. Гофмаршал Кальб, президент Вальтер, леди Мильфорд, секретарь Вурм — таковых видел Шиллер собственными глазами при дворе вюртембергского герцога Карла Евгения. Все произведение направлено против сословных привилегий и самоуправства аристократии. Это была первая немецкая политически направленная драма.

Испорченному миру дворян, Фридрих Шиллер противопоставил мир третьего сословия — бюргеров: музыканта Миллера, его жену и дочь Луизу. Впервые угнетенное третье сословие увидело себя со сцены. Обыденная, повседневная жизнь, изображенная с огромной долей участия, выражала демократические тенденции времени, провозглашала равенство сословий. Все эти серьезные проблемы времени представлены талантливым поэтом на фоне поэтической любви Луизы и Фердинанда, мужественно противостоящих интригам и подлым козням двора.

По определению Гейне, «Шиллер разрушал умственные Бастилии, участвовал в созидании храма свободы».

В статьях о театре, Иоганн Шиллер отстаивал создание действенного национального театра как школы житейской мудрости, как «путеводителя в гражданской жизни».

Самые разнообразные по жанру произведения, в том числе и исторические, созданные им в период с 1784 по 1787 год, говорят об углублении передового, просветительского мировоззрения писателя, зрелости исторического мышления.

В знаменитой драме «Дон Карлос» (1787) в образе маркизы Позы представлена личность непоколебимого борца за царство разума и свободы против деспотизма. Гибель Позы отразила трагизм времени разобщенности людей и вневременную трагедию идеалиста в мире эгоизма. Зловещая и властная фигура 90-летнего . старца — Великого инквизитора, который обрекает на смерть Дона Карлоса, привлекла внимание Федора Михайловича Достоевского (роман «Братья Карамазовы»). Иерарху феодально-католической церкви ненавистны те, «кто бредит улучшением мира».

Фридрих Шиллер переживает кризис: ему кажется, что всякая деятельность в этом мире бесполезна. Он оставляет литературу на целые 10 лет (1787—1796), посвятив себя истории и эстетике.

Переехав в Веймар, он знакомится с Гёте, получает должность профессора истории Иенского университета. Увлечение вместе с Гёте античным искусством вызвало тягу обоих поэтов к благородной красоте и умиротворенному величию античных шедевров, к гармонии мира, когда «боги были человечнее, а люди божественнее». Программное стихотворение Шиллера называлось «Боги Греции» (1788).

Как историк, живший во время, когда еще не сложилась немецкая нация, Шиллер уже ратовал за изучение законов, ступеней поступательного развития человечества. Но он еще находился под сильным влиянием теории гениев, которую проповедовало движение «Бури и натиска». Поэта всегда больше влекли выдающиеся личности, стоящие над будничной провинциальностью. В отличие от Гёте, резко повернувшего к реализму в мышлении и творчестве, Шиллер остается непреклонным романтиком, идеалистом. Встретив сочувственно весть о французской революции, он, однако, осудил казнь Людовика XVI, поскольку не принимал насилия ни в каких формах. В противовес Шиллер отстаивал программу эстетического воспитания масс. Искусству отводилась главная роль на пути к свободе и счастью. Поэтому искусство должно показать идеал гармонического мира. Об этом говорит поэма «Художник».

Фридрих Шиллер пишет совместно с Гёте статьи по эстетическим вопросам, состязаясь со знаменитым поэтом, создает прекрасные баллады «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Порука» (1797—1798), которыми восхищался Гёте.

Революционный Конвент во Франции наградил Шиллера за его драму «Разбойники» в числе других 30 выдающихся общественных деятелей Европы званием гражданина Французской республики. Ему послали диплом с подписью Дантона. Шиллер собирался написать письмо Конвенту в защиту Людовика XVI, но опоздал — гильотина сделала свое дело. Так он принял только уничтожение «старого режима» на первой ступени революции, отвергнув революционный максимализм, убоявшись вулкана революции, насилия, анархии.

Глубокие пессимистические мысли овладевают им: Англия завоевала моря, Франция — сушу, но где же свобода? Наполеон создал тюремную клетку. Свободы нет. Он не принимает ни разнузданности грубого народа, ни дряблой расслабленности «цивилизованных классов». Следовательно, только всеисцеляющая красота, искусство спасут мир.

Два друга, два гения, Шиллер и Гёте, встали во главе немецкой литературы, взаимно обогащая друг друга. Под влиянием Гёте Шиллер пишет драмы на исторические сюжеты, стремясь «вывести действие и характеры из их времени, обстановки и всей совокупности событий». Это была установка не на прежнее субъективное объяснение жизни, а на реалистический принцип изображения. О трагической судьбе Европы в период Тридцатилетней войны (1618— 1648) Шиллер создает драматическую трилогию — «гигантское произведение», по определению Герцена. Человек дерзновенного титанического склада, главнокомандующий армии А. Валленштейн пытается вступить в союз со Швецией, отколоться от императора и самому стать правителем империи. В первой части трилогии «Лагерь Валленштейна» (1800) перед зрителем проходит галерея различных типов солдат, всевозможных искателей приключений, трусливых бюргеров, забулдыг-вояк. Все они готовы рисковать, чтобы завоевать жизнь. Их мысли выражены в монологе Валленштейна:

Кто вытеснен не хочет быть, тот должен

Сам вытеснить. Везде царит борьба.

Победа же дается только силе.

Он — жертва предательства бывших своих соратников. Но одновременно — и жертва своего честолюбия. Он нарушил долг, присягу. Чувствуется влияние Гёте, который постоянно подталкивал Шиллера к реальной трактовке событий. Валленштейн — натура сложная, противоречивая, его образ написан сочно, убедительно. Противопоставленный ему образ Пикколомини — прекрасной души, возвышенного характера, как все «идеальные» образы, идущие от мечты, а не от жизни, написан менее удачно, неубедительно.

В трех последующих пьесах — «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Мессинская невеста» (1803) — Шиллер рисует сильные женские характеры, судьба которых связана с крупнейшими историческими событиями. Он развивает тему преступления и наказания, вины и ее искупления. Так, вина Иоанны д'Арк состоит в том, что она влюбилась в англичанина Лионеля и не отважилась убить его, как врага отечества. Она сознает свою вину и добровольно идет на смерть, тем самым обретая прежнюю нравственную высоту.

И все-таки романтик Шиллер склонен в трагедии изображать историю скорее поэтически, чем исторически. Именно в поэтическом волнении зрителя он видел главную задачу драматурга. Его трагедии наполнены страстью, чувством, напряженны и пронизаны психологическими конфликтами. Мастерство Иоганна Шиллера сказывается в передаче сложной гаммы переживаний.

В стихотворении, предпосланном драме «Вильгельм Телль», Шиллер противопоставляет насилие во имя самозащиты насилию по произволу злобы. Вильгельм Телль убивает фохта Гесслера, чтобы восстановить спокойствие пастушеской обители. Это насилие вынужденно, в отличие от аморального насилия французской революции, на которую намекает Шиллер в стихотворении.

В борьбе средневековых швейцарских пастухов с австрийской монархией он видел идеал борьбы за свободу. Шиллер придает драме свободную форму. Сюжет завершается всенародным ликованием швейцарского народа, славой Вильгельму Теллю. В память об этом национальном герое в городе Альтдорфе поставлено прекрасное скульптурное изображение «Вильгельм Телль и его сын».

В последней драме «Дмитрий» (фрагменты), сюжет которой взят из русской истории, по замыслу Шиллера претендент на престол должен быть сурово наказан. Драматург везде стремится показать торжество нравственного идеала.

Фридриха Шиллера переводили на русский язык многие русские поэты, особенно много Василий Жуковский. Им увлекались декабристы. По определению Николая Чернышевского, Шиллер «стал участником в умственном развитии нашем». Многие его драмы неизменно входят в репертуар наших театров.

Добавить комментарий

Расскажи о нас друзьям!