Роден, Рене Франсуа Огюст
(1840-1917) французский скульптор
Давая краткую характеристику деятельности Огюста Родена, обычно говорят, что он относится к тем художникам, творчество которых перевернуло мир. Действительно, многие современники и потомки считают Родена крупнейшим скульптором конца XIX — начала XX века.
Он шел достаточно традиционным путем: начал свое образование в парижской Школе изящных искусств, где учился у Ж. Б. Карпо и А. Л. Бари. С 1864 года Ролен начинает работать в камне и уже в 1871 году получает престижный заказ на декоративные фигуры для нового здания фондовой биржи в Брюсселе. В то время Роден еще находился под влиянием пластики Микеланджело и Донателло, а также готической скульптуры, что видно по его работе «Человек со сломанным носом», сделанной в 1864 году.
Ранние работы Рене Франсуа Огюста Родена были настолько необычны для восприятия, что вначале их предпочитали отвергать. Так произошло с известной теперь скульптурой «Мыслитель» — портретом простого человека по прозвищу Биби, покорившего скульптора неподдельным чувством страдания. «Мыслитель» был отвергнут жюри академической выставки, поскольку шокировал самодовольных буржуа Третьей империи. С этого времени все выставляемые на суд публики произведения Родена сразу же становились объектом полемики. Не менее сурово были встречены его статуи «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Мучение».
В 1875 году Огюст Роден получает возможность не только копировать музейные копии античных и ренессансных скульптур, но и изучать их образцы на месте — в Италии. Полученные за время путешествия впечатления послужили основой для появления первой самостоятельной работы — фигуры «Бронзовый век», которая относится к 1877 году. Многие полагали, что Роден создал ее прямо с натуры — настолько она была жизнеподобна, точна в пропорциях, динамична по позе. Окончательное признание эта работа получила после того, как ее в 1884 году выставили в Лондоне.
Уже первая серьезная работа Рене Франсуа Родена обозначила появление нового направления в искусстве, позже получившего название импрессионизма. В области скульптуры Родену удалось сделать то же самое, что и импрессионистам в живописи, — найти средства для передачи ощущения воздушной среды путем особой обработки материала и тонкого взаимодействия между формой скульптуры и внешним пространством. Роден отказался от точного соответствия фигуры оригиналу и стал основываться исключительно на собственном настроении, поставленной задаче, личности позирующего человека.
С другой стороны, он всегда стремился передать действие, изображал как бы остановленное мгновение, движение, которое совершалось на глазах у зрителя. Не случайно он создает несколько вариантов своего знаменитого «Поцелуя», изображая влюбленных, сплетающихся в порыве страсти.
А пока Франсуа Огюст Роден ждет официального признания, в его сарае, оборудованном под мастерскую, так холодно, что глиняная голова «Мыслителя» замерзает и у нее отваливается и разбивается затылок.
Пережив события гражданской войны и поражение Парижской Коммуны, Роден создает скульптуру «Побежденный» (другое ее название — «Раненый солдат»), отразив одновременно идеи страдания и пробуждения. Он как бы находит ту меру жизни и красоты, которую так долго искал.
С 1880 года и до конца жизни, Рене Франсуа Огюст Роден работал над огромной композицией, символически воплощавшей мир человеческих страстей. Ее образы были навеяны «Божественной комедией» Данте, откуда идет и само название — «Врата ада». Роден ввел в нее также образы из античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и даже Беранже. Работа над ней заняла многие годы, и поэтому ее части появлялись в виде отдельных произведений.
Правда, критики считали вторую ее часть — «Врата рая» — творческой неудачей Родена и говорили, что замысел художника неясен, произведение слишком перегружено, дробно по композиции, называли его «воротами в никуда».
Роден обратился к сложным символическим образам, поскольку считал, что только они могут передать все богатство человеческих эмоций -— от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности.
Для лепки Родена характерен резкий, как бы незаконченный контур, при котором статуя хранит следы рук скульптора. Контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, иногда рыхлых, — подчеркнуто живописной. Этот прием позволяет Родену, ставшему одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи.
Скульптор обычно долго работал над своими статуями, делал для них множество набросков, карандашных и пастельных рисунков и только после этого начинал лепить. Он считал, что вначале должен почувствовать натуру и только потом передать ее природу.
В 1884 году Огюст Роден получил заказ от муниципалитета города Кале на проект памятника в честь героя Столетней войны Эсташа де Сен-Пьера, пожертвовавшего собой во имя спасения осажденного города. Но скульптор по своему переосмыслил памятник и сделал монументальную группу «Граждане Кале». Она была открыта в 1895 году. Здесь Роден создал цельную композицию, где фигуры выполнены во весь рост и объединены общим порывом. Это и позволило соединить патриотическое чувство и идею жертвы во имя свободы.
Особое место в творчестве Родена постепенно начинают занимать портреты. Удивительно, но в каждом из них он выражает одну, главную черту модели. Так в 1897 году появились изящный, артистичный и несколько ироничный Анри Рошфор, в том же году — полный творческого огня, темпераментный Виктор Гюго. Восхищаясь и увлекаясь современной хореографией, а также продолжая свои поиски в передаче движения в скульптуре, в 1908 году Роден создает этюд «Па-де-де», посвященный Айседоре Дункан и Вацлаву Нижинскому.
Вершиной же портретной галереи Родена становится статуя Бальзака. Скульптор тщательно готовился к ее созданию: выполнил в процессе работы 22 этюда головы, 7 вариантов фигуры и 16 набросков одежды. Произведение было завершено в 1897 году.
Творчество Рене Франсуа Огюста Родена дало мощные импульсы художественным исканиям многих различных по направленности мастеров скульптуры XX века — двери его мастерской были всегда открыты для учеников. Среди них были ставшие известными французские скульпторы Э. А. Бурдель, Аристид Майоль, Ш. Деспьо и русский скульптор А. С. Голубкина.
Добавить комментарий